Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка

Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих? Дети по-своему оценивают поведение родителей, видя то же, что и взрослые, но воспринимают не так, как

Игры и творчество детей Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенкаХотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих?

Дети по-своему оценивают поведение родителей, видя то же, что и взрослые, но воспринимают не так, как мы, взрослые.

Особенности детского осмысления часто не понимаются и не принимаются взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные теории, версии.

Опираясь на них, дети ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей.

Чтобы определить эмоциональное благополучие ребенка в семье, можно предложить ему нарисовать семью, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В.К.Лосевой, помогут вам в этом.

Отказ ребенка: «Я не хочу» или вопрос: «А кто это?» говорят нам о том, что у ребенка не формировано понятие «семья» или о тревожности. В рисунке нет ничего случайного. Ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей. Отговорки: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась…» — не имеют значения.

Правила интрепретации:
1. Если отсутствует кто-то из членов семьи:

  • Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку.
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» человеком.

2. Если нет самого автора:

  • Трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне нет места».
  • «Мне и без них неплохо».

3. Размер персонажа выражает его значимость для ребенка, т.е. какое место занимает этот член семьи в душе ребенка.
4. Вымышленные персонажи (кот, собака или предметы) – неудовлетворенные желания.
5. Кто выше, кто ниже: выше тот, кто имеет наибольшую власть в семье (младшая сестра или сам автор управляют остальными членами семьи).
6. Расстояние между персонажами связано с психологической дистанцией (кто в психологическом плане ребенку ближе всех, того он изобразит рядом).
7. Если ребенок рисует себя очень маленьким – у него низкая самооценка.
8. Соприкосновение изображенных руками — тесный психологический контакт (мама, бабушка или др.)
9. Усиление нажима или очень тоненькие, дрожащие линии – этот персонаж вызывает наибольшую тревожность у ребенка.
10. Большая голова – более умный член семьи (по мнению ребенка).
11. Глаза – орган выражения печали, просьба об эмоциональной поддержке.

  • глаза большие, расширенные – тревожные, беспокойные персонажи, желающие, чтобы им помогли;
  • маленькие, узкие – внутренний запрет на плач, не решаются попросить о помощи.

12. Уши – «орган» восприятия критики о себе:

  • большие уши – изображенный должен больше всех слушаться других;
  • без ушей – отказ слушаться, игнорирует то, что о нем говорят.

13. Большой рот – источник угрозы; если вообще нет рта или изображен точкой или черточкой – не может словами выразить или влиять на других.
14. Шея – символизирует способность к рационализму, самоконтролю над чувствами.
15. Руки — функция присоединения, взаимодействия, человек может что-то делать, менять; чем больше пальцев – тем сильнее человек; чем меньше пальцев – ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
16. Ноги – чем больше площадь опоры, тем тверже человек стоит на земле.
17. Солнце — символ защиты и тепла.
18. Если ребенок изображает между членами семьи людей или предметы – это то, что мешает ощущать себя защищенным.

detskiysad.ru  
Читайте также:

  • Ребенок не хочет есть. Что делать?
  • Ошибки семейного воспитания. Боязнь наказания
  • «Язык» плача ребенка
  • Воспитание дошкольников
  • Питание ребенка в жару
  • Просмотрено: 622 раз 21 апреля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий