Физкультурное оборудование групповой комнаты

Для детей первого года жизни устанавливают индивидуальные и групповые манежи. Для младших детей (до 5―6 мес.) ― круглый манеж размером 200 X 200 X 90 см с низким (30 см) барьером

Физическое воспитание дошкольников Физкультурное оборудование групповой комнатыДля детей первого года жизни устанавливают индивидуальные и групповые манежи. Для младших детей (до 5―6 мес.) ― круглый манеж размером 200 X 200 X 90 см с низким (30 см) барьером. Старшая группа детей (от 6 мес. до 1 года) размещается в прямоугольных манежах размером 250 X 150 см с барьером 45 см, состоящим из вертикальных и горизонтальных перекладин, нижние из которых заменены дощечками, чтобы дети не поднимались, как по лесенке. Манеж рассчитан на 8 детей. Для изоляции детей имеются I―2 индивидуальных манежа.

Для детей до 2,5―3 мес. подвешиваются крупные красочные игрушки, связанные вместе (целлулоидные фигурки, 2―3 погремушки и др.), на высоте, удобной для рассматривания. В другой часта манежа для детей от 2,5―3 до 5―6 мес. помещаются игрушки так, чтобы ребенок мог легко натолкнуться на них рукой, ощупать, захватить. Кольца с шариками, баранки, человечки из деревянных бус и др. подвешиваются над грудью ребенка, в руки дают погремушки. Надо иметь набор однотипных игрушек для смены, 10―15 хорошо звучащих погремушек.

С 5―6 мес. игрушки, разные по форме, окраске, конструкции, материалу, кладут в манеж, помещают в разных его концах для стимулирования передвижения детей. В манежах для старших детей должно находиться но 1―2 игрушки на ребенка.

Для проведения индивидуальных занятий по массажу и гимнастике с детьми грудного возраста надо иметь стол размером 120 х 70 X 75 см, щиты переносные деревянные или фанерные размером 85―100 X 65―70 см, табуреты круглые с сиденьем диаметром 30 см, высотой 35―40 см для проведения упражнений в положении на руках у взрослого. Для детей, овладевающих ползаньем, устанавливается барьер-манеж на полу длиной 6 м, шириной 5 м, состоящий из двух соединенных концами барьеров с рейками на расстоянии 10 см. Часть помещения, огороженная этим барьером, застилается одеялами и покрывается клеенкой.

Для того чтобы дети вставали, придерживаясь руками, и переступали (9―10 мес.― 1 год), надо иметь мостик, основание которого делается длиной 150 см, шириной 40 см, высотой 10 см, с перилами высотой 45 см. Детям предлагаются подвижные опоры разной конструкции: каталки со спинками высотой 30―40 см, ящики на колесах.

В группе может находиться столик для подлезания и вставания длиной 80 см, шириной 50 см, высотой 40 см с перекладинами, которые находятся под крышкой стола по ширине и по длине. Горка для вползания и спуска, переступания вдоль перил высотой 80 см состоит из лесенки длиной 72 см, шириной 66 см и пяти ступенек по 7 см высотой, ската длиной 90 см и верхней площадки размером 230 X 85 см, расположенной на высоте 35 см, с перилами высотой 45 см. Лесенка приставная для влезания с зацепами высотой 100 см, шириной 60 см, расстояние между перекладинами 12 см, диаметр 2―3 см. Бревно круглое со стесанным основанием диаметром 20―25 см, длиной 2 м. Ящики размером 50 X 50 X 5(10) см. Деревянные диваны высотой 25― 35 см, длиной 1,5 м для влезания.

Для индивидуальных занятий с детьми используются: деревянные и пластмассовые кольца, палочки длиной 35―40 см, диаметром 1,5 см, для групповых ― палки длиной 1,5 м, диаметром 2 см, игрушки-вкладыши, укладки с мелочью, коробочки для закрывания и открывания, пирамидки, кубики (кубик на кубик) с ребром 10, 15, 20 см, мячи, шары для бросания и катания.

Во второй группе раннего возраста (для детей от 1 года до 1 года 6 мес.) необходима лесенка-стремянка высотой до 1 м, состоящая из лестниц шириной 90 см (два пролета по 45 см), расположенных под углом друг к другу.

Горка для скатывания высотой 90 см состоит из ската размером 140 X 60 см, верхней площадки размером 60 X 60 см, расположенной перпендикулярно к скату, лесенки размером 80 X 60 см с перилами высотой 40 см; ступеньки имеют ширину 20 см, высоту 10 см. Используются также деревянные диваны, бревно (для перелезания), мостик со ступеньками.

Для ходьбы и упражнений в равновесии в группе имеются прямая дорожка из клеенки или плотной ткани длиной 2 м, шириной от 40 до 25 см; доска длиной 2―2,5 м, шириной 25 см, толщиной 5 см; наклонная доска (с зацепами или с приспособлением для изменения высоты подъема одного ее конца) длиной 2 м, шириной 25 см, высотой 10―15 см; ящик размером 50 X 50 X 10 см.

Подвижные опоры: ящики на колесах размером 39 X 39 X 27 см, каталки со спинками (длина 40―70 см, ширина 35 см, высота 40 см), крупные деревянные машины-игрушки, каталки-игрушки на веревочках, сюжетные каталки (бабочка, машущая крыльями, и др.) для катания перед собой на палочке.

Для индивидуальных занятий и подгруппами используются обручи диаметром 45 см, кольца, палочки.

Для метания нужны горизонтальная цель (корзина, ящик) диаметром 80 см, мячи для бросания, мешочки массой 80―100 г, размером 5×8 см2. Шарокаталки. Мячи и шары для катания.

Для детей от 1 года 6 мес. до 2 лет имеется лесенка-стремянка высотой до 1,5 м, шириной 130 см (два пролета по 65 см), гимнастическая скамейка длиной 1,5―2 м, шириной 20 и 15 см, расстоянием между досками 12 см, общей высотой 15 см; дуги высотой 30―40 см; наклонная доска длиной 1,5― 2 м, шириной 25―20 см, приподнимаемая от пола на 15―20 см; ящик для влезания (размером 50 X 50 X 15 см).

Для упражнений в перешагивании шнур или палка укрепляется на стойках (высотой 130 см). Применяется также ребристая доска длиной 1,5 м, шириной 30 см с планками сечением 1,5 X 1.5 см на расстоянии 2,5 см, дощечки, кирпичики (15 X 25 см, высотой 6 см).

Горизонтальные цели диаметром 60 см располагаются на уровне груди ребенка. Детям дают также крупные мячи и скат для скатывания; мячи маленького размера для бросания одной рукой.

В группе также могут быть подвешены легкие деревянные качели с ограждением у сиденья, установлены качалки, качели-весы (длина доски 160 см, ширина 20 см, высота подставки 25 см, высота стоек 45 см, длина ручки 22, диаметр 2 см). Дети раскачиваются, приседая и вставая.

В помещении первой младшей группы размещается лесенка-стремянка высотой до 150 см (из двух пролетов шириной по 65 см) с шириной шага 12―15 см; гимнастическая стенка высотой 1,5 м с шириной пролета 70 см (расстояние между перекладинами 15 см, диаметр их 3 см); горка с лесенкой и скатом высотой 90 см, мостик со ступеньками высотой 10― 12 см, шириной 20 см (высота перил 50 см); лесенка приставная с зацепами; веревочная подвесная лссечка длиной 125 см, шириной 40 см с перекладиной диаметром 3 см на расстоянии 12―15 см; ящики деревянные размером 40X40X15, 50X50X20 см; табурет высотой 25 см с площадкой размером 30X30 см, дуги, воротики высотой 30―40 см.

Для ходьбы используются дорожки прямые, извилистые, по кругу шириной 20 см, длиной 2―3 м, шнуры длиной 10 м, доски длиной 2,5 м, шириной 20 см, приподнятые на высоту 20―25 см. Для перешагивания рекомендуется горизонтальная лесенка длиной 1,5 м, с поперечными перекладинами диаметром 2―2,5 см на расстоянии 18―20 см.

В комнате располагается также площадка с двумя скатами высотой 40 см, скаты длиной 130 см с площадкой размером 60 X 60 см; гимнастическая скамейка длиной 2,5 м, общей высотой 25 см; бревно для ходьбы длиной 2 м, диаметром 20 см со стесанным верхом шириной 10―15 см; доска ребристая длиной 1,5―2 м, двойная (две доски шириной 15 см соединяются под углом) с сечением планок 1,5 X 1.5 см на расстоянии 2,5 см для укрепления мышц стопы.
Стойки высотой 150―170 см используются для подвешивания шнура, палки для упражнений в перешагивании; к ним же на шнуре подвешивается игрушка на 10 ― 15 см выше поднятой руки ребенка. К играм с подпрыгиванием нужно подготовить фигурки на шнурках, мячи на резинках, кольца на палочках («Достань кольцо»).

Для побуждения к ходьбе и бегу даются разнообразные тележки, каталки, широкие обручи, чтобы катать и догонять.

Для упражнений в метании применяются горизонтальные цели на полу, висячая корзина (веревочная, проволочная) диаметром 40―45 см укрепляется на уровне груди ребенка; сетка (типа волейбольной), которая натягивается между стойками в 10―20 см от пола на уровне роста ребенка, для перебрасывания мячей; вертикальной целью может служить обруч диаметром 45 см, подвешенный на уровне глаз ребенка; скат, воротики и дуги служат для прокатывания мяча, полезно также пособие для отталкивания мяча в сетке.

Для общеразвивающих упражнений используются погремушки с ручками, кольца, флажки цветные, кубики, платочки, ленты длиной 25―30 см, палочки; для групповых упражнений ― палки круглые длиной 150 см, диаметром 2 см, обручи диаметром 75 и 90 см.

Для укрепления мелких групп мышц предлагаются матрешки, бочонки, шары, грибы, башенки, нанизывание крупных бус на веревку толщиной 0,5 см, насаживание предметов на штырьки. Полезны разнообразные мозаики, конструкторы, волчки, игры «Забей колышки», «Застегни пуговицы».

В группе можно подвесить деревянные качели с ограждением, поставить качели-весы, качалки-мостики, кресла-качалки, дать детям педальные игрушки (конь), сюжетные трехколесные велосипеды.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста в группах устанавливаются гимнастическая стенка (два пролета шириной по 70 см) высотой до 1,5―2 м (ширина шага 16―18 см), лесенка-стремянка, подвешивается веревочная лестница шириной 40 и расстоянием между перекладинами 16―18 см.

Надо иметь стойки для подвешивания шнура, палки, сетки; дуги и воротики для подлезания высотой 40―50 см; обруч, вертикально укрепленный на подставках на высоте 10 см от пола, для пролезания. Нужны также в групповых комнатах приставная лесенка шириной 40 см, с расстоянием между перекладинами 16―18 и 30―40 см, дорожки прямые и извилистые для ходьбы шириной 15―20 см, длиной 2,5 м, для бега шириной 25―30 см, длиной 5―6 м; доски для второй младшей группы шириной 20 см, для средней―15 см; набивные мешочки размером 12 X 18 см, массой 400 г; гимнастическая скамейка с досками шириной 20 и 15 см, высотой 25―30 см в младшей группе, 30―35 см ― в средней; ребристые доски двух видов; кубики высотой 5―10 см; короткие скакалки.

Для метания используются навесные мишени, ящики, корзины диаметром 50―60 см; для прокатывания ― дуги и воротики шириной для младших групп 60―50 см, для средней ― 50― 40 см. Мячи даются детям всех размеров, мешочки набивные размером 6×9 см, массой 100―150 г для метания.

В группе размещаются мостики-качалки, кресла-качалки, качели, педальные машины, каталки различные. Используются вожжи, коки-палочки, пропеллеры, вертушки. Для общеразвивающих упражнений надо иметь набор предметов. Нужны также атрибуты для подвижных игр, пособия для укрепления мышц стопы.

Рекомендуются игрушки-вкладыши, укладки с мелочью, разборные игрушки ― пирамиды, башенки и др., а также волчки и юлы; для детей среднего возраста: бирюльки, мозаики (плоскостные, грибковые, объемные), «Лучинки», игры типа «Шарик в лунку», «Кольцо на палочку».
Для развития глазомера используются мячи со скатами, шары и шарокаталки, кегли с мячами.

В помещениях для старших групп размещается гимнастическая стенка (два пролета шириной 70 см) с расстоянием между перекладинами 20―22 см, высотой для детей старшей группы 2 м, для подготовительной ― 2,5 м; лесенка-стремянка; приставная лесенка с расстоянием между перекладинами 20 и 40 см; веревочная лестница, канат; гимнастическая скамейка высотой 30―35 см для старшей и 35― 40 см для подготовительной группы (ширина досок 20 и 15, 20 и 50 см); ребристые доски двух видов.

В группах должны быть также навесные мишени и щиты с баскетбольными кольцами; воротики для прокатывания обруча и обруч диаметром 45 см с ободком шириной 3 см; набивные мешочки размером 7 X 10 см, массой 200―250 г; мячи всех размеров; теннисные ракетки и мячи; ракетки и воланы для бадминтона; резиновые мячи для большого тенниса, предметы для общеразвивающих упражнений.

Детям предлагаются игры: «Шарики в лунки», «Щелчки», «Блошки», «Летающие колпачки», бильбоке (различной конструкции), ротолла, джунгли, диаболо, «Прыгающий мяч», «Поймай рыбку», «Накинь кольцо на предмет», бильярды и др. В пользовании детей находятся рисунки фигур для таких игр, как «Цветные резинки», «Быстрые ладошки», «Пять палочек», «Игры с вертушками», «Классы» и др., а также рисунки-схемы изготовления атрибутов к подвижным играм (мельницы с вертушками и др.). Помещаются игры, помогающие детям освоить правила спортивных игр и развивающие физические качества («Волейбол» и др.), расширяющие круг знаний детей о физической культуре и спорте («Спортивное лото», «Быстрее, выше, сильнее»), народные игры, подбираются фотографии, открытки, значки, книги.

В групповой комнате желательно выделить физкультурную зону, где размещается стационарное оборудование, и физкультурный уголок ― место хранения инвентаря, атрибутов, пособий.  
Читайте также:

  • Оборудование физкультурного зала
  • Физкультурное оборудование групповых участков
  • Оборудование физкультурной площадки
  • Сроки подкормки овощных культур
  • Клетки и вольеры для птиц
  • Просмотрено: 1647 раз 15 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий