Физическое воспитание дошкольников Гимнастическая стенка (восемь пролетов) высотой 2,5 м, шириной пролета 70 см и 90 см для лазанья по диагонали, перекладины овальные сечением 2,5 X 3 см или круглые диаметром 3 см располагаются на расстоянии 20―22 см. Секции устанавливаются в 20―25 см от стены.
Лесенка-стремянка высотой 1,5 м может состоять из двух пролетов по 45 см с перекладинами на расстоянии 12―15 см или по 65 см (ширина шага 16―18 см). Диаметр перекладин 2,5―3 см.
Большая башня делается высотой 1,4 м с горизонтальной верхней площадкой размером 60 X 90 см, расстояние между перекладинами на двух противоположных сторонах 20 см, на двух других ― 40 см. Башня постепенно расширяется книзу для устойчивости. В комплект входят приставная лестница с зацепами длиной 2 м, шириной 40 см, шагом 20 см и скат длиной 2,8 м, шириной 50 см с бортиками высотой 6 см, которые прикрепляются к краям верхней площадки или рейкам башни (для этого имеются специальные отверстия). Малая башня представляет собой конструкцию из двух равнобедренных деревянных треугольников со стороной 90 см и основанием 80 см, соединенных рейками длиной 60 см и диаметром 3 см. Используется в сочетании с большой башней, с лестницей и доской (качели, наклонная доска), две малые башни с доской образуют мостик.
Для упражнений в пролезании надо иметь лестницу длиной 2,5 м, расстоянием между рейками 30―40 см.
Гимнастические доски могут использоваться как в сочетании со стенкой для лазанья, башнями (горизонтальная, приподнятая на высоту от 10 до 40 см, наклонная, доска-балансир), так и самостоятельно. Набор состоит из досок следующих размеров: длина 2,5 м, ширина 25, 20, 15, 10 см, толщина 3―5 см. Приставные доски с зацепами имеют длину 2 м. Доска может быть установлена одним концом на подставке с приспособлением для регулирования высоты ее подъема. Доска-трап длиной 2 м, шириной 20―25 см с поперечными рейками на расстоянии 25― 30 см делается приставной и используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Для профилактики плоскостопия проводятся упражнения на ребристой доске длиной 2 м, шириной 20 см с сечением планок 2,5 X 2,5 см, прикрепленных на расстоянии 7―8 см. Пособие может состоять из двух ребристых досок, расположенных под углом друг к другу и закрепленных на петлях (длина 1,2―1,5 м, ширина 15 см каждая, с рейками 1,5 X 1,5 см на расстоянии 2,5 см).
Дощечки размером 25 X 20, 20 X 15, 20 X 10 см раскладываются на разном расстоянии друг от друга для упражнений в равновесии.
Гимнастическая скамейка должна быть устойчивой. Длина скамейки 2,5 м, ширина 20 см, узкие рейки шириной 15 и 10 см, высота снаряда 25, 30, 40 см. Можно применять типовую скамейку длиной 4 м, ширина досок 25 и 10 см, высота 30 см.
Бревно диаметром 20―25 см со стесанным верхом шириной 10―15 см располагается горизонтально на высоте до 40 см.
В физкультурном зале подвешивается веревочная лестница длиной 2,5 м, шириной 40―45 см. Перекладины диаметром 3 см размещаются на расстоянии 20―22 см. Гимнастический канат имеет длину 2,5 м и диаметр 3,5 см.
Для обучения детей вспрыгиванию на возвышение, спрыгиванию с высоты нужно иметь гимнастический ящик (плинт) длиной по см, шириной 50 см, состоящий из крышки, покрытой поролоном и обтянутой кожей, и нескольких рам для изменения высоты снаряда от 10 до 40 см. Малый плинт может иметь размер 50 х 70 см.
Мостик-качалка используется для ходьбы, ползания и раскачивания. Длина его 2 м, ширина 40 см, высота 35 см, сечение поперечных реек 1,6 см, расстояние между ними 5―6 см.
Стойки для прыжков в высоту представляют собой вертикальные планки с сечением 3×6 см, укрепленные на тяжелых крестовинах, по узкой стороне планок делаются зарубки с ограничителями через каждые 5 см, глубиной 2 см так, чтобы можно было набросить шнур (длина 3,5―4 м), на концах которого укрепляются набивные мешочки по 100 г для обеспечения натяжения. Конструкция стоек может быть другой ― планки делаются с отверстиями, в которые вставляются штырьки для подвешивания шнура. Если ребенок при прыжке заденет за препятствие, шнур свободно соскользнет со стоек. Высота снаряда 150―170 см. Стойки могут также использоваться для установки палки или шнура при перешагивании, для подвешивания на шнуре целей для катания мячей, игрушки при упражнениях в подпрыгивании, для укрепления обруча при пролезании, натягивания волейбольной сетки.
Для метания изготавливаются легкие навесные мишени 60 X 60 см, на которых размечаются круги диаметром 50, 40, 30, 20, 10 см и точкой в центре для прицеливания. Мишень помещается на высоте 1,2 м для детей младших групп, 1,5 м ― для средних, 2 м ― для старших. Напольные мишени должны оборудоваться приспособлением для изменения высоты их подъема. Мишени могут быть переворачивающимися. Для этого к раме размером 70 X 70 см, укрепленной на двух стойках, прикрепляется фанерный круг диаметром 60 см, окрашенный в два цвета с одной и другой стороны.
Навесные баскетбольные щиты размером 60 X 70 см делаются светлыми с яркой красной, голубой, белой окантовкой шириной 5 см. Кольцо диаметром 45 см с сеткой длиной 40 см прикрепляется на расстоянии 20―25 см от нижнего края щита. Волейбольная сетка длиной 5―6 м и шириной 70―80 см натягивается между планками, укрепленными на противоположных стенах. Для младших детей используется сетка длиной 2,5 и шириной 50 см, подвешенная на стойках.
Дуги для подлезания делаются высотой 60, 50, 40, 30 см с расстоянием между концами 50 см. Для пролезания нужно иметь обруч, закрепленный вертикально на высоте 10 см от земли.
Для прокатывания мяча используются дуги и воротики с расстоянием между основаниями 40, 50, 60 см. В зале размещаются также кубы полые с ребром 20, 30, 40 см (с гранями 20 X 20, 30 X 30, 40 X 40 см); цилиндры высотой 20, 30, 40 см и диаметром основания 15, 20 см; кирпичики с основанием размером 25 X 20> 20 X 15, 20 X 10 см, высотой 5 см; булавы высотой 30―36 см, кегли большие (высотой 36 см и основанием 6 см) и малые (высотой 24 и 16 см. и основаниями 5 и 4 см), гантели массой 200―500 г. Рейки длиной 1,5―2 м с сечением 2×2 см используются в сочетании с кубами. Набивные мешочки для метания размером 6 X 9 и 7 X 10 см, массой соответственно 100―150 г и 200―250 г. Для упражнения в равновесии мешочек должен быть массой 400―500 г и размером 12 X 18, 15 X 18 см. С ним можно выполнять и другие упражнения: передавать и перебрасывать, поднимать, зажав пальцами ног, и т. д.
Палки делаются длиной 75―80 см. Они могут быть круглыми диаметром 2―2,5 см, плоскими и овальными с сечением 1 X 2 см, пластмассовыми и деревянными. Палки-шесты для групповых упражнений диаметром 2,5―3 см, длиной 2,5 м палки для упражнений в паре длиной 90 см и диаметром 2,5―3 см. Палка для показа упражнения воспитателем имеет длину 100―110 см, диаметр 3 см. Нужны также палочки длиной 35―40 см и диаметром 2 см.
Обручи могут быть плоскими деревянными диаметром 45 см, шириной ободка 3 см, пластмассовыми диаметром 55 см для индивидуальных упражнений, диаметром 75 и 90 ― для коллективных.
Шнуры длиной 75―80 см, диаметром 1 см, шнуры-косички несколько сплетенных тонких шнуров). На одном из концов шнура и косички пришивается пуговица, на другом ― делается петля. Это позволяет складывать пособия вдвое и выполнять упражнения с коротким шнуром или соединять шнуры в один длинный или кольцо. Веревка длиной 10 м. Шнур-кольцо диаметром 5 м для обучения детей младших групп ходьбе по кругу и др.
Подбирается мелкий инвентарь и атрибуты. Скакалки короткие длиной 190―200 см с ручками длиной 9 см, диаметром 2 см; длинные (3―3,5 м), скакалка для воспитателя (2,5 м, ручка длиной 13 см, диаметр ручки ― 2,5―3 см). Мячи резиновые разных размеров (4―6, 8―12, 14―16, 18―20, 21―22 см). Большие надувные мячи. Набивные мячи массой 700―1000 г и 3000 г для балансирования. Шары пластмассовые и деревянные 8―12 см.
Кубики пластмассовые и деревянные разного цвета с гранями размером 3 X 3, 5 X 5, 6 X 6 см Флажки цветные размером 10 X 20 см, длина палочки 25―30 см, диаметр 1 см. Ленты с палочками и без палочек: короткие (длина 30―40, 50―60 см, ширина 3 см), длинные (длина 115―120 см, ширина 3 см), палочки делаются длиной 15 см, диаметром 1 см. Султанчики (пучок лент шириной 1 ―1,5 см), палочка длиной 30 см, на которой закрепляется 12 петель из лент, каждая по 20 см длиной. Кольца пластмассовые, резиновые, фанерные разного размера (диаметр кольца по наружному краю 15, 17, 20, 25 см, диаметр или ширина ободка 3 см). Бруски сечением 4×5 см, длиной 16 см для общеразвивающих упражнений (по два на ребенка). Платочки размером 20 X 20 см. Погремушки яркие по цвету, звонкие, удобные для захвата рукой, лучше с ручкой.
Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия у детей надо иметь валики и палки диаметром 6―8 см, толстые веревки, канаты (переступать приставным шагом вправо, влево), мячи диаметром 4―5 см (зажимать между ступнями и перебрасывать) , шарики диаметром 1,5―3 см, колечки диаметром 5―6 см, палочки (длиной 15―20 см и диаметром 1 см), веревки (захватывать пальцами) и др. Для подготовительных упражнений к спортивным играм нужны теннисные ракетки и мячи; ракетки и воланы для бадминтона; волейбольные и баскетбольные мячи.
В работе с детьми используются: резиновая дорожка для разбега длиной 6―8 м, шириной 40―50 см; дорожки для ходьбы и бега шириной 20, 25 см, длиной 2,5 и 5―6 м; гимнастические маты размером 150 X 90 см (с ручками для захвата); поролоновые коврики размером 80 X 80 см в чехлах.
Подбираются и изготавливаются атрибуты для подвижных игр, построенных на имитации. К примеру, для младших групп надо подготовить картонные шапочки ― маски для игры «Наседка и цыплята», к игре «Два Мороза» сшить шапки из ткани. Для игр «Ловишки», «Достань кольцо», «Удочка» и др. нужны ленточки, фигурки на шнурках, длинный шнур с набивным мешочком на конце и др. Надо иметь также набор крупных кукол, мягких игрушек.
Измерительные приборы (шагомеры, секундомеры, силомеры, сантиметровая лента, рулетка, мерные планки для измерения результатов прыжков в длину) необходимы для осуществления медицинского и педагогического контроля за физическим воспитанием детей.
Перечисленное физкультурное оборудование размещается как в зале, так и в специально отведенном для хранения помещении. Гимнастические стенки, скамейки, маты находятся в зале постоянно. Чтобы обеспечить свободный подход к ним, а также пространство для проведения общеразвивающих упражнений и подвижных игр, крупный инвентарь (кубы, лестницы, навесные щиты для метания, доски, стремянки и др.) вносится в зал непосредственно перед занятиями с детьми в соответствии с намеченными задачами.
Мелкий физкультурный инвентарь удобно хранить во встроенных шкафах или небольших неглубоких стеллажах вдоль стен, не загромождающих зал. Флажки, султанчики могут находиться в широких пластмассовых или деревянных вазах, которые удобно использовать при сборе пособий на занятии. Мелкие
мячи, кубики, мешочки для метания и др. должны находиться в емкостях, удобных для раздачи пособий (например, выдвижные ящики-секции размером (40 X 40 X 40 см) на колесах или роликах, находящиеся в нижней части шкафов в зале).
Для хранения палок, обручей, скакалок удобны конструкции из дюралюминиевых тонких труб со штырями, располагающиеся на стене и занимающие немного места. Внизу горизонтально на штырях из труб раскладываются наборы палок разного качества (деревянные, пластмассовые и др.), нескольких видов, вверху подвешиваются обручи большого диаметра и внутри их на штырях ― обручи меньшего размера. Сбоку делаются крюки для скакалок и веревок. Для раздачи этих предметов на занятии используются стойки, сделанные с учетом формы инвентаря и роста детей.
При оборудовании зала необходимо помнить об эстетических требованиях к его оформлению. Разнообразие форм подставок, корзин, ящиков, отсутствие гармонии в окраске может только повредить воспитанию хорошего вкуса. Более приемлемо единообразие в форме и размерах, единый стиль. К примеру, серия ящиков на роликах, тележки одной высоты и ширины, но разной длины в зависимости от величины инвентаря устанавливаются вдоль стен зала; окрашивание их ведется по принципу либо цветового контраста, либо цветового сходства.
Читайте также:
Просмотрено: 1646 раз 15 марта 2010