Катание детей на санках

Детей раннего возраста катают взрослые. Дети 3 лет уже сами возят сайки за веревку, катая кукол и перевозя снег. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке: один реб

Детей раннего возраста катают взрослые. Дети 3 лет уже сами возят сайки за веревку, катая кукол и перевозя снег. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке: один ребенок садится на санки, двое (или один более сильный ребенок) везут его до определенного места, подтягивая санки за веревку или подталкивая их сзади (держась за спинку). Взрослые следят, чтобы катающиеся менялись местами.

Воспитатель объясняет, как нужно сидеть на санках: голову и туловище держать прямо, смотреть вперед, ноги вытянуть вдоль санок (сомкнуть или расставить на ширину плеч); руки положить на ноги или взяться за борта санок. Ребенок, который везет санки, держит веревку двумя или одной рукой, меняя их время от времени.

На пятом году жизни дети катают друг друга не только по прямой, но по кругу, змейкой. Для этого на снегу ставят предметы, обозначают круг и рисуют змейку. Дети выполняют задания: довезти на санках до предмета, обогнуть его и вернуться на место.

На санках можно передвигаться и самому с помощью ног: сесть на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами, передвигать их вперед. Есть и другой способ: опираясь руками на конец санок, идти или бежать, передвигая их вперед.

Катание на санках нередко организуется в игровой форме. Из двух или трех санок, соединяя их веревками, составляют «поезд». Сидящие на санках (в вагонах), передвигая ногами по снегу, помогают движению вперед. Прибыв в условленное место, пассажиры встают, а на их место садятся те, кто везли «поезд».

С детьми старшего возраста можно проводить игры-эстафеты. Например, опираясь руками на конец санок, дети везут их до какого-либо ориентира (предмет, снеговик), обегают его, возвращаются на исходную позицию. В другом случае они садятся на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами, продвигаются вперед до указанного места. Задача ― пройти до финиша как можно быстрее. Воспитатель отмечает, кто выполнил задание первым. Расстояние до ориентира может увеличиваться в зависимости от возраста детей и их подготовленности.

При катании на санках с горки прежде всего воспитатель знакомит детей с правилами: скатившись, не останавливаться с санками внизу ската или на дорожке, а отойти в сторону; скатываться после того, как отойдет в сторону впереди едущий ребенок; не носить санки на верхнюю площадку в руках, а везти за веревку по лотку; не входить с санками по скату горки.

Воспитатель учит детей посадке на санках: для спуска с горки нужно сесть посередине санок; туловище слегка отклонить назад; ноги вытянуть вперед, упираясь ими в полозья, или слегка расставить их в стороны, обеими руками держаться за веревку, натягивая ее. Чтобы санки ехали прямо, надо натянуть обе веревки одинаково. Когда нужно, например, повернуть направо, то сильнее натягивают правую часть веревки, а массу тела переносят на правую часть санок. Управлять санками можно и ногами.

Детям младшей группы воспитатель помогает скатываться с горки. Вместе с малышами он поднимается на площадку, усаживает их на санки и осторожно спускает вниз. Если ребенок боится, то воспитатель берет веревку в руки и бежит около горки, направляя санки. Иногда он предлагает скатываться вдвоем и впереди сажает более смелого. Постепенно дети становятся решительнее и скатываются с горки самостоятельно. На небольших горках они катают в санках своих кукол и скатываются с ними сами.

Дети старшего возраста спускаются с более крутых и длинных горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, стоя, лежа на животе, по одному и вдвоем.

Когда скатываются двое, то они садятся вплотную друг за другом, вытягивают ноги и упираются ими в переднюю закругленную часть полоза, впереди сидящий натягивает веревку и управляет санками, сзади сидящий держится за рулевого.

При скатывании можно одному ребенку стоять сзади на коленях (они слегка расставлены, спина прямая, взгляд обращен вперед), держаться за плечи впереди сидящего и управлять (-инками с помощью веревки, а в случае необходимости наклонять туловище вправо или влево.

Скатываясь на санках с горки лежа на животе, нужно поднять голову, смотреть вперед, расправить плечи, руки согнуть II локтях и держаться руками за перекладины спереди. Управлять санками можно с помощью веревки и ног.

Скатывание на санках в положении стоя на коленях и лежа на животе ― трудные упражнения. Поэтому воспитатель разрешает выполнять их только дисциплинированным и достаточно подготовленным детям.

Спуск с горок на санках можно усложнять различными заданиями. Для этого над скатом, на его середине, протягивается веревка на высоте вытянутой вверх руки сидящего на санках ребенка. На эту веревку вешают несколько разноцветных лент или колокольчики. Проезжая на санках, ребенок снимает одну из лент или звонит в колокольчик. Можно предложить детям скатываться с вытянутыми в стороны руками; попасть снежком в цель (в стоящий сбоку горки ящик, корзину); взять один из предметов, положенных вдоль спуска (например, еловые шишки); проехать в «ворота» (между флажками); повернуть в конце спуска направо или налево. Задания постепенно усложняются.

Воспитатель следит, чтобы дети долго не ждали очереди, но и не скатывались с горки беспрерывно, так как в первом случае они могут озябнуть, а во втором переутомиться. Если катаются 6―8 человек, то дети успевают отдохнуть. Через 20― 30 мин следует предложить детям другие виды деятельности.

Развитие и воспитание дошкольников