Для развития равновесия используются упражнения динамического характера (ходьба, бег, прыжки и др.), а также статического характера (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.).
Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем ― на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота их увеличивается от 10 до 40 см.
На втором году жизни дети ходят обычным шагом по дорожке, между параллельными шнурами, по доске (горизонтальной, наклонной), гимнастической скамейке с помощью воспитателя. Детей учат во время ходьбы туловище держать прямо, голову не опускать и смотреть на игрушку, которая лежит на стульчике, для развития равновесия поставленном на расстоянии 1 ―1,5 м от пособия, по которому идет ребенок, свободно балансируя руками (если дети смотрят себе под ноги, они теряют равновесие). На гимнастическую скамейку дети входят как на ступеньку лестницы, а сходят с нее, поочередно опуская ноги. Детей обучают ходьбе по скамейке, бревну (со стесанной поверхностью) на четвереньках; даются также задания взойти на скамейку и постоять на ней, держа руки в стороны.
В младших группах дети ходят по тем же пособиям приставным, обычным шагом, а также приставляя пятку одной ноги к носку другой. Детей учат стоять на скамейке, поднимать руки вверх и смотреть на них, сохраняя равновесие. В этом возрасте для создания интереса к упражнениям используются имитация (пройти по мостику) и сюжетная форма («Пойдем в гости»).
В средней группе упражнения усложняются: дается ходьба по шнуру с мешочком на голове, на ладони вытянутой руки, с куклой в руках; по скамейке (ставя ногу с носка, руки в стороны); предлагается перешагивать через предметы; удерживать равновесие стоя на носках, руки вверх, а также стоя на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой, в сторону, руки на пояс, разойтись при встрече, не сходя на пол; дается ходьба с поворотом кругом и др.
В старшей группе задания еще более усложняются: дети ходят спиной вперед; приставным шагом в сторону, изменяя положение рук (вверх, вперед, в стороны), прокатывают перед собой двумя руками мяч, делают «ласточку». Кроме того, детей учат ходить по узкой рейке гимнастической скамейки. В этой группе используется бег на носках для вбегания на наклонную доску и сбегания с нес.
В подготовительной к школе группе при ходьбе по гимнастической скамейке дети выполняют следующие задания: нести набивной мешочек на спине; приседая на одной ноге, другую проносить прямой вперед сбоку скамейки; поднимая ногу вперед, делать под ней хлопок; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх, и др. По узкой рейке гимнастической скамейки дети ходят приставным шагом в сторону; при остановках поднимаются на носки на одной ноге, закрыв глаза. В этой группе для развития равновесия используются бег и прыжки. Дети, стоя на скамейке, подпрыгивают и мягко приземляются на нее; прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед; перепрыгивают предмет, лежащий на скамейке.
В зимнее время на участке на снежных валах дети делают различные упражнения.
Когда выполняются сложные упражнения на пособиях, воспитатель обеспечивает страховку и помощь ребенку.