Ходьба относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов левой и правой ногой.
Последовательность этих движений такова: вынос вперед левой ноги (в это время правая остается на полу), постановка на пол левой; опора обеими ногами; вынос вперед правой ноги, левая опирается на пол; постановка на пол правой, опора обеими ногами. Затем начинается новый цикл в той же последовательности.
Движения рук способствуют сохранению равновесия при ходьбе. Они согласуются с движениями ног: правая нога выносится вперед одновременно с левой рукой, и наоборот, левая нога с правой рукой. Движения рук совершаются в плечевых и локтевых суставах в направлении к плечу противоположной стороны туловища. Амплитуда движений рук зависит от высоты подъема колена, ширины шага, темпа ходьбы: чем выше поднимается колено, чем шире шаг, чем быстрее передвигается человек, тем больше амплитуда движений рук.
Навыки правильной ходьбы надо начинать формировать с самого раннего возраста. Если этого не сделать, то ошибки могут закрепиться и изменить их у школьников, а тем более у взрослых будет чрезвычайно трудно.
Обычная ходьба это естественный способ передвижения человека. К концу дошкольного возраста нужно сформировать следующие навыки:
- Голову и туловище держать прямо, но ненапряженно; плечи слегка отводить назад, живот подбирать, смотреть на 23 м вперед, выбирая себе дорогу.
- Идти ровным, нешироким шагом, с перекатом с пятки на носок, слегка разворачивая стопы наружу; ноги поднимать не слишком высоко, но и не шаркать ими; сохранять средний темп.
- Согласовывать движения ног и рук; амплитуда движений рук должна соответствовать длине шага
- Ходить по
прямой, сохраняя направление.
Навык обычной ходьбы у дошкольников формируется постепенно. В первые месяцы жизни даются подготовительные упражнения (поднимание головы, переворачивание с живота на бок, спину, со спины на бок, живот, ползание, вставание с поддержкой (за руки, за барьер кроватки), рефлекторные движения, массаж, пассивные общеразвивающие упражнения и др.). которые укрепляют все основные группы мышц, костную систему и организм в целом.
В возрасте 79 мес. ребенок делает первые попытки переступать вдоль кроватки, держась за планку. Нужно поддерживать это стремление малыша. Для этого рекомендуется ставить игрушку впереди ребенка и предлагать ее достать. Или кто-нибудь из взрослых, став на некотором расстоянии от ребенка, зовет его движением пальцев руки и словами. «Иди, иди ко мне» Когда малыш научится переступать в кроватке и приобретет устойчивость, его ставят на пол и, поддерживая сзади под мышки или спереди за пальцы рук, за колечки помогают переступать для поддержки используется барьер манеж.
Когда ребенок уже устойчиво стоит без поддержки, его ставят на пол и, отойдя на расстояние нескольких шагов, зовут к себе движением пальцев рук. Сначала ему удается сделать 2 3 шага. Постепенно количество пройденных за один раз шагов увеличивается.
Для закрепления навыка ходьбы используется каталка. Воспитательница помогает ребенку взяться обеими руками за спинку каталки. Он вместе с воспитательницей двигает каталку и шагает за ней. В дальнейшем ребенок уже самостоятельно толкает каталку и следует за ней. Каталка не должна быть слишком легкой, иначе она может опрокинуться или слишком быстро продвигаться вперед, а ребенок, не успевая за ходом ее, может упасть. В случае необходимости для увеличения веса каталки можно положить в нее какой-либо предмет (груз).
В результате ежедневных занятий (несколько раз в день) у детей укрепляются соответствующие мышцы, формируется умение переставлять ноги вперед (переступать) и удерживать при этом вертикальное положение туловища.
На втором году жизни в исходном положении перед ходьбой у ребенка, как правило, ноги согнуты в коленных суставах. При переступании они недостаточно выпрямляются. Согнутая в колене опорная нога создает невыгодные условия для выноса вперед маховой ноги, поэтому укорачивается шаг. Недостаточная гибкость стопы препятствует полному ее перекату с пятки на носок и отталкиванию носком от пола. Вся стопа сразу опускается на пол, ребенок не поднимает ноги высоко, поэтому шаркает ими по полу. Пальцы ног часто обращены внутрь. Голова и туловище наклонены вперед. Наблюдаются и неравномерность в длине шагов, неустойчивость в темпе ходьбы, отклонения от указанного направления. Поэтому при обучении обычной ходьбе в первую, очередь уделяется внимание положению ног и стопы во время передвижения. Чтобы научить детей выше поднимать ноги, наряду с показом и объяснением используют зрительные ориентиры: так, перешагивая через предметы (кубики), ребенок вынужден выше поднять одну ногу (маховую) вверх и выпрямить в колене другую (опорную), поставить маховую ногу на пятку и сделать перекат на носок. В связи с этим увеличиваются амплитуда движения маховой ноги и длина шага.
В качестве зрительных ориентиров вначале применяются нарисованные на полу линии или лежащие шнур, веревка, палка обруч, кубики, кегли, набивные мячи, доски. Затем детям предлагают перешагивать через несколько предметов, приподнятых над полом; постепенно высота этих предметов увеличивается с 5 до 25 см. Способствуют увеличению высоты подъема ноги при ходьбе имитации: дети, подражая, например, лошадкам, стараются повыше поднять ногу при ходьбе.
Нужно приучать детей к тому, чтобы они развертывали при ходьбе стопы кнаружи. Помимо показа и объяснений, полезно прибегнуть к зрительным ориентирам: на дорожке (полу) рисуют стопы, развернутые кнаружи под углом (для младших групп 13,5°, для средней 15°, старших 17,2° (по данным А. А. Саркисян, 1983) Стопы можно вырезать из фанеры, картона.
Дети при ходьбе делают неравномерные шаги. Чтобы устранить этот недостаток, дают задания: ходить через линии, нарисованные на одинаковом расстоянии; перешагивать через предметы, разложенные на полу (обручи, кубики, шнуры). Предметы кладутся на расстоянии, соответствующем средней длине шага.
В младшем возрасте дети при ходьбе наклоняют голову и смотрят себе под ноги, зрительно контролируя постановку стоп. Чтобы приучить детей держать голову прямо, рекомендуются такие задания: смотреть на воспитателя, который находится впереди колонны и помахивает флажком (на уровне груди), или подвешенную игрушку; нести мешочек с песком на голове; поднять вверх флажок, ленточку, платочек, помахивать ими или смотреть на них. В результате у детей развиваются мышечные ощущения, глазомер и зрительный контроль ослабляется; дети, не глядя под ноги, могут правильно ставить стопы, а взгляд направлять на пол вперед на расстояние 23 м. Таким образом, у детей развивается способность распределять свое внимание на выполнение нескольких заданий.
В обычной ходьбе темп средний, ноги не поднимаются высоко, поэтому и руки движутся с небольшой амплитудой. Ее можно увеличить, если дать задание выше поднимать ноги, или шире делать шаг, или идти в более быстром темпе. Чтобы дети научились различать движения рук с разной амплитудой, им можно дать задание: стоя на месте или во время ходьбы размахивать руками так, чтобы ладонь поднималась до уровня пояса, груди (как маятник часов, как дерево во время ветра). Для развития перекрестной координации рук и ног дается чередование ходьбы с бегом.
Дети при ходьбе не выдерживают указанного им направления, отклоняясь влево или вправо. Чтобы выработать умение сохранять прямое направление, дается задание: идти по ограниченной площади опоры (между двумя линиями, шнурами, палками, по доске и т. д.). На противоположной стороне зала (площадки) кладут предметы, игрушки, к которым нужно подойти, взять их и перенести на другую сторону.
Обычная ходьба выполняется в среднем темпе, поэтому не дает