Упражнения, специально созданные для отдельных частей тела (руки, плечевой пояс, туловище, ноги), различных мышц, суставов, а также всех систем организма, называются общеразвивающими. Их называют также абстрактными (аналитическими), так как они почти не встречаются в повседневной жизни человека и состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Название «общеразвивающие» условно, потому что всестороннее физическое развитие человека обеспечивают не только эти, но и многие другие упражнения и движения.
Общеразвивающие упражнения поддаются расчленению и позволяют избирательно влиять на те или иные крупные и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы и др.), суставы, а также точно дозировать физическую нагрузку. Это обеспечивает своевременное равномерное развитие мышц, костной системы, связочно-суставного аппарата и помогает формированию у детей правильной осанки. При соответствующем сочетании и дозировке общеразвивающие упражнения положительно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, улучшают обменные процессы в организме, а также способствуют улучшению координации движений, развитию физических качеств.
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений у детей развивается точность восприятий и представлений, а также вырабатывается умение сознательно управлять своими движениями.
Музыкальное сопровождение упражнений вызывает у детей положительные эмоции, усиливает физиологические процессы в организме, а также содействует развитию ритмичности, пластичности, плавности, выразительности, грациозности движений.
Обеспечивая разностороннюю подготовку организма, обще-развивающие упражнения помогают осваивать различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, катание на коньках, лыжах и др.).
Общеразвивающие упражнения по анатомическому признаку (по воздействию на отдельные части тела) делятся на 4 группы: упражнения для мышц рук и плечевого пояса; упражнения для туловища и шеи; упражнения для мышц ног; упражнения для мышц всего тела.
В зависимости от методической направленности общеразвивающие упражнения в свою очередь подразделяются на упражнения для развития физических качеств; упражнения на расслабление; упражнения на ощущение правильной осанки; дыхательные упражнения и др.
По степени физической помощи педагога при выполнении общеразвивающих упражнений они делятся на пассивные (с помощью взрослых); пассивно-активные (с частичной помощью взрослых): активные (выполняемые самостоятельно).
Общеразвивающие упражнения выполняются без предметов, с предметами и на снарядах. Каждый из предметов (снарядов) играет определенную роль в характере влияния общеразвивающих упражнении на организм, и это должно обязательно учитываться при подборе упражнений для занятий с детьми разного возраста и различной физической подготовленности.