Физическое воспитание дошкольников Проводя игры и занятия с детьми второго года жизни, воспитательница ставит перед собой следующие задачи:
1. развитие речи и ориентировки в окружающем;
2. формирование целевых действий с предметами;
3. развитие общих движений;
4. развлечения;
5. музыкальное воспитание.
Развитие речи и ориентировка в окружающем
В годовалом возрасте (или немного раньше) ребенок начинает реагировать на слово, как на сигнал, как на обозначение конкретных предметов и людей: «мама», «папа», «киса», «ляля» и т. д. Здесь еще нет элемента обобщения, это только конкретный образ. Для того, чтобы слово приобрело свое обобщающее значение, стало «сигналом сигналов», надо образовать на него большое число условно-рефлекторных временных связей с разных анализаторов и, как показывают исследования современных физиологов, с широким включением двигательного анализатора; чем больше условно-рефлекторных связей образовано на слово, тем легче оно приобретает обобщающее значение.
Принимая это во внимание, при проведении занятий по развитию речи, взрослый должен не только показывать и называть предмет и действия с ним, но и давать ребенку в руки аналогичный предмет. Чем больше специфических действий с данным предметом производится взрослым и самим ребенком (например, кису погладить, покормить, уложить спать и т. д.), тем быстрее слово «киса» приобретает обобщающее значение; оно начинает означать для ребенка любую кошку (живую, игрушечную и изображенную на картинке).
Проводя занятия, надо использовать разные игрушки, имеющие одинаковое название. Очень важно вызывать у ребенка подражание звукам и словам (положив шарик в мисочку произнести слово «так», при падении игрушки сказать «бах» или «упал» и т. д. Когда ребенок начинает говорить первые слова, имеющие обобщающее значение, вполне допустимо вызывать у него произношение упрощенных лепетных слов «би-би, ав-ав» и других, но тут же подкрепляя их правильным, полным словом «машина — би-би, собака — ав-ав и т. д.».
После 1 года 6 месяцев надо приучать ребенка к произношению полных правильных слов.
К 1 году 6 месяцам при соответствующем воспитании и контакте со взрослым ребенок понимает названия многих предметов и часто выполняемых действий. Он начинает понимать и реагировать на сложные фразы и даже на необращенную к нему речь. (При разговоре взрослых о каком-нибудь предмете — приносит его). Он понимает вопросительное обращение: «Кто? Что? Где?». Надо как можно чаще называть предметы и явления, с которыми сталкивается ребенок, и в разговоре, наряду с знакомыми действиями, употреблять новые не знакомые им слова.
Вместе с пониманием речи развивается и активная речь. Подражая, ребенок, как эхо, повторяет за старшими много слов, легкие слова произносит полностью, в трудных словах — первые или последние слоги (тул-стул, па-упал и т. д.). Для активизирования речи ребенка необходимо, чтобы разговор окружающих взрослых с ребенком и при ребенке был четкий, короткий и выразительный. Для того, чтобы ребенок повторял то, что говорит воспитательница, она должна иметь запас маленьких рассказов, сказок, двустиший, прибауток.
Кроме развития понимания речи окружающих и активной речи самого ребенка во втором полугодии 2-го года жизни, необходимо стимулировать и укреплять обращение ребенка к взрослому с помощью слов по различному поводу. Для этого взрослому надо самому пользоваться каждым удобным моментом и обращаться к ребенку с вопросами. Так, например, во время наблюдения из окна следует говорить: «Кто идет? — Дядя». «Что это? — Трамвай». Следует также совместно рассматривать знакомые и новые игрушки.
Большое значение для развития речи детей как в первом полугодии второго года жизни, так и в дальнейшем имеет картинка, рассматривание которой вызывает у ребенка узнавание ранее знакомых ему в натуре предметов. Ребенок смотрит, показывает пальцем; овладевая речью, он называет то, что видит на картинке. Красочная интересная по содержанию картинка привлекает внимание ребенка, заставляет его сосредоточиться.
При восприятии ребенком картинки ведущим является зрительный анализатор. Однако слуховой, тактильный и кинестезический (двигательный) анализаторы также принимают участие в этом восприятии, если одновременно взрослый описывает ребенку картинку, называя- предметы и действия, а сам ребенок указательным пальцем дотрагивается до изображений. Такое взаимодействие анализаторов делает восприятие более полным и способствует закреплению у ребенка новых слов. К двум годам ребенок может назвать все знакомые ему предметы и действия, изображенные на картинке.
Рассматривание картинок на 2-м году жизни можно проводить, подходя к картинкам, висящим на стене (для этого картинки должны висеть низко, на уровне детского роста) или сидя за столом с группой детей в 3 — 4 человека.
Условием формирования четкого и чистого произношения у детей является четкая и чистая речь взрослых. Кроме того, взрослый должен исправлять речь детей, не удавшееся ребенку слово произносить медленнее, четко, по слогам, выделять тот слог или звук, произношение которого ребенку не дается.
При правильной методике занятий по развитию речи добиваются того, что к 2 годам словарный запас ребенка достигает примерно 300 слов, в его речи появляются 3-членные предложения, исчезают звукоподражательные и лепетные слова, и речь ребенка постепенно приближается к речи взрослого.
В первом полугодии второго года жизни ребенка воспитательница должна развивать у него активную речь.
Для развития понимания речи необходимо:
- помогать детям устанавливать связи между предметами и действиями, с одной стороны, и словами, их обозначающими, с другой;
- расширять ориентировку детей в окружающем;
- научить узнавать знакомые предметы в разнообразной обстановке;
- научить узнавать в натуре и на картинке сходные, но различные по цвету, величине или форме предметы;
- научить детей выполнять по просьбе взрослого различные поручения (принести, показать);
- научить пониманию содержания простых предложений;
- научить пониманию показов несложных сюжетов, сопровождаемых словами взрослого.
Для развития активной речи ребенка необходимо:
- увеличить число произносимых простых по звуковому составу слов (из лепета и звукоподражаний);
- совершенствовать подражание;
- развивать умение прислушиваться к речи взрослого и отвечать ему уже знакомыми словами;
- закреплять произношение слов, которыми дети уже овладели;
- стремиться к тому, чтобы дети использовали слова по собственной инициативе и отвечали на вопросы взрослого на занятиях и в повседневной жизни.
Занятия по развитию речи проводятся поочередно с небольшими подгруппами от трех до семи человек в то время, как остальные дети заняты самостоятельной игрой. Воспитательница должна провести подгрупповые занятия со всеми детьми.
Читайте также:
Просмотрено: 524 раз 22 октября 2010