Физическое воспитание дошкольников К концу первого года жизни ребенок уже самостоятельно ходит и говорит первые слова, что способствует его более широкому общению с окружающей средой. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем, лучше понимать речь взрослого, расширяется запас его слов. Речь становится для ребенка средством общения, средством познания окружающего мира. Чрезвычайно важное значение имеет речь самого взрослого, которая должна быть правильной и понятной для ребенка.
На протяжении второго и третьего года жизни совершенствуются основные движения: ходьба, бег, лазание, бросание. Движения становятся целенаправленными. Кроме того, происходит дальнейшее развитие целевых действий с предметами и дети познают их основные свойства — цвет, форму, величину и др. Постепенно игра детей приобретает отобразительный характер. Играя (с 1 года 3—4 месяцев) ребенок сначала повторяет то, что ему было непосредственно показано воспитательницей. Cначала, если воспитательница показала детям кормление мишки и укладывание спать куклы, дети будут тоже кормить только мишек и укладывать спать только кукол. Постепенно ребенок начинает переносить показанное ему действие на другие игрушки, например кормить не только мишку, но и куклу, зайца, собаку и др. С 1 года 6 месяцев ребенок начинает отображать в игре не только то, что ему было показано воспитательницей, но и то, что он сам наблюдает в окружающей жизни (ставить кукле банки, термометр и т. п.). На третьем году жизни отобразительные игры усложняются, появляется воспроизведение действий, которые детям реже приходилось наблюдать (катание на лыжах, покупка продуктов в магазине).
В конце третьего года жизни отобразительная игра переходит в изобразительную (ролевую) игру, в которой ребенок начинает играть определенную роль, воображая себя каким-то другим персонажем. У ребенка формируется более ясное представление о цели игры, которую он теперь уже строит более или менее последовательно. В этом же возрасте дети начинают рисовать, лепить, а также заниматься со строительным материалом. Таким образом, у детей совершенствуется речь, мышление, память, внимание, воображение.
Организация занятий с детьми на втором и на третьем году жизни зависит от характера занятия. Так, например, при проведении показов-инсценировок и занятий по развитию речи без пособий рекомендуется усаживать детей на стулья полукругом для того, чтобы всем детям было хорошо видна сидящая перед ними воспитательница. В занятиях с настольными пособиями дети должны сидеть за столом вместе с воспитательницей.
Длительность занятий колеблется от 6 до 20 мин и зависит от возраста детей и от характера занятий. Наиболее короткими должны быть занятия, которые требуют сосредоточенного внимания детей и быстро их утомляют, например, рассказывание без пособий, целевые действия с предметами, дидактические игры, рисование. Музыкальные занятия, сюжетные показы, лепка могуг быть более длительными.
Занятия должны проходить в спокойной обстановке. Тон воспитательницы должен быть эмоциональным, речь выразительной и правильной, не торопливой. Воспитательница во время занятия должна иметь в поле зрения всех детей и обращаться к каждому ребенку в отдельности, учитывая уровень его развития и вызывая максимальную активность.
Чтобы закрепить знания и умения, полученные на занятиях, надо пособия, аналогичные тем, которые использовались на занятиях, предоставлять детям для их самостоятельной деятельности.
Читайте также:
Просмотрено: 796 раз 21 октября 2010