Воспитание дошкольника в труде » Организация труда Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-―4 лет: движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному сосредоточению на какой-либо деятельности, к большему физическому и умственному напряжению, расширяются их знания об окружающем, у них формируются более сложный мотивы поведения. В то же время у детей пятого года жизни еще далеко несовершенны психические процессы. Им свойственны отвлекаемость, слабость воли, поведения. Все эти особенности детей пятого года жизни пало учитывать, но опираться в воспитании следует возросшие возможности.
Если ребенок правильно воспитывался в предыдущие годы, в 4 года он уже-почти полностью самостоятелен в самообслуживании: самостоятельно умывается, одевается, убирает спою одежду, игрушки, у него уже есть опыт посильной помощи членам семьи, опыт выполнения разнообразных поручений (полить комнатные растения, принести нужную вещь, поставить на стол Хлеб., соль и т.д.). Однако эти навыки еще несовершенны. Необходимо контролировать детей: чисто ли вымыли руки, аккуратно ли оделись, причесались…
К детям пятого года жизни родители начинают предъявлять более высокие требой а ния при уборке ими своих вещей после игр и занятий. Если раньше малыш делал это с помощью взрослых, то теперь он в подобных делах вполне самостоятелен.
Стремление детей мастерить, конструировать, изготовлять игрушки из природного материала, да и вообще всякий ручной труд пало поощрять, помогать ребенку овладеть навыком, но при этом надо учить его аккуратности. Прежде чем начать лепить, клеить, рисовать красками, надо закрыть стол клеенкой или бумагой. После занятий все убрать, вытереть стол, собрать с пола обрезки бумаги и т.д. Все это ребенок может делать самостоятельно. Поэтому очень важно научить его выполнять необходимые действия: намочить и хорошо отжать тряпочку, аккуратно вытереть стол, подмести, вымыть и убрать кисти, краски, карандаши на место.
Если в младшем возрасте ребенок еще только овладевал навыками самообслуживания и взрослые часто приходили ему на помощь, то на пятом году жизни к ребенку следует предъявлять более жесткие требования: на его просьбу помочь одеться, убрать игрушки взрослые не должны отзываться с той же готовностью, что и раньше.
Большая требовательность должна предъявляться и к внешнему виду детей. Нужно воспитывать у ребенка потребность выглядеть опрятно, по делать это следует не в форме замечаний и упреков, а спокойно обратить внимание на то, что у него, например, расстегнута рубашка или развязался шнурок, и обязательно добиться, чтобы он исправил недостатки. В воспитании у ребенка опрятности, аккуратности хорошо использовать произведения детской художественной литературы: «Мойдодыр» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто. Шутливое сравнение с героями утих произведений может подействовать на ребенка лучше всякой нотации.
На пятом году жизни ребенок должен научиться чистить зубы, мыть шею, уши, ноги, застиласть свою постель. Усложняется и содержание ухода за игрушками: дети 4―5 лет моют игрушки, стирают кукольную одежду. Они могут принять участие и в починке игрушек, подклейке книг.
Хотя труд по самообслуживанию в среднем дошкольном возрасте по-прежнему занимает основное место, все большее значение приобретает участие ребенка в бытовом труде семьи, направленном на удовлетворение не только потребностей самого ребенка, но и других ее членов. Этот переход от труда только для себя к труду для других является важнейшей задачей трудового воспитания ребенка пятого года жизни. Элементы труда для других были и у детей четвертого года жизни, когда они выполняли отдельные поручения взрослых: принести что-либо, убрать игрушки и т. п. В среднем возрасте давать подобные поручения детям не менее важно; многие из них становятся постоянными: полить цветы, покормить домашнее животное и др. Когда навыки выполнения того или иного дела становятся достаточно прочными, оно может стать как бы обязанностью ребенка. Например, в младшем дошкольном возрасте родители часто поручали малышу ставить на стол хлебницу, соль, класть ложки, салфетки.
К 5 годам ребенок может выполнять эту работу постоянно, без напоминаний. Мать говорит ребенку: «Ты уже хорошо умеешь накрывать на стол. Теперь эту работу ты будешь делать всегда. Как я скажу «завтракать» или «обедать», ты неси сам на стол все, что нужно». Конечно, при этом контроль и помощь взрослых необходимы. Появление у детей постоянных дел, за выполнение которых они несут в какой-то мере ответственность, дисциплинирует их, приучает к порядку.
Надо иметь в виду, что ребенок может забыть о своей обязанности или вдруг отказаться от работы. Нужно ему напомнить, вызвать интерес к делу, ставшему привычным. Например, раньше мать сама вынимала из серванта посуду, и ребенок ставил ее на стол. Теперь он может все это делать самостоятельно.
Удачное выполнение задания должно быть отмечено. Вообще нужно замечать желание ребенка помочь, быть полезным взрослому, следует хвалить его за хорошо выполненную работу. Однако нельзя возводить каждую маленькую услугу малыша чуть ли не в подвиг. Он может считать, что помощь, оказанная им родителям,― большая его заслуга, и будет каждый раз ждать похвалы. Оценивая труд детей, важно прежде всего отмечать затраченные ими усилия, старательность.
Уже в дошкольном возрасте у детей развивают общественные мотивы труда. Поручая им какое-либо дело, разъясняют значение его. для окружающих людей. Особую роль в этом возрасте начинает играть участие ребенка в труде совместно со взрослыми. Если трехлетний малыш главным образам наблюдал труд родителей, а его помощь была символической, то помощь ребенка 4―5 лет может быть реальной. Например, во время уборки квартиры―этого распространенного в семье вида труда ― ему можно поручить стереть пыль с некоторых предметов, помыть растение, рыхлить землю, полить цветы. Конечно, следует разъяснить ребенку, когда и как поливать растение, у каких растений можно протирать листья, а у каких нельзя. Здесь контроль и указания взрослых необходимы.
В процессе ухода за домашними животными и растениями у детей воспитывают гуманные чувства, доброе, заботливое отношение к живым существам. Этот труд наглядно выступает для ребенка как жизненно необходимый, малыш видит его результаты. Уход за животными, общение с живыми забавными существами доставляет детям много радости Однако самостоятельно ухаживать за кошкой, собакой, рыбами, птицами ребенок этого возраста еще не может. За животными ухаживают взрослые, а дети лишь помогают: наливают молоко кошке, воду собаке, птичке, дают корм рыбам (по поручению взрослых).
Дети среднего дошкольного возраста могут участвовать и в работах на огороде: поливать (но из маленькой лейки), рыхлить землю на грядках лопаткой, собирать ягоды, выдергивать редис, морковь.
Особенно любят они помогать родителям во время приготовления пищи. Им можно поручить вымыть овощи, фрукты, вырезать печенье из раскатанною взрослым теста, лепить пирожки, пельмени, вытереть ложки, чашки. Хотя помощь эта условна, ребенку она представляется значительной, и он гордится своим участием в труде взрослых. Ребенок пятого года жизни начинает проявлять все больший интерес к тому, где и как трудятся люди. Он спрашивает родителей, где они работают, что делают на работе. Об этом следует рассказать просто и доступно. Детей этого возраста интересует техника, транспорт. Родители, отвечая на вопросы ребенка, привлекают его внимание к тому, как работает шофер, тракторист, машинист поезда, рассказывают, куда и зачем везут они людей, грузы. Весной и осенью следует показать детям труд людей в огороде, саду, парке. Отношение родителей к труду окружающих служит ребенку примером для подражания.
Углубить и закрепить представления детей о труде взрослых, воспитывать интерес и уважение у нему поможет детская художественная литература, такие произведения, как «Что я видел» Б. Житкова (первые главы), «Айболит» К. Чуковского, «Пожар» С. Маршака и др.
Систематическое выполнение ребенком пятого года жизни поручений является подготовкой к выполнению им постоянных обязанностей в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок принимает посильное участие в поддержании чистоты и порядка в доме, помогает взрослым в уходе за младшими братьями и сестрами. Только при условии систематического выполнения трудовых обязанностей возможно формирование у старших дошкольников таких качеств, как ответственность, привычка к усилию, необходимых для подготовки к школе.
Трудовому воспитанию старшего дошкольника в семье можно посвятить собрание родителей. Перед собранием показать им коллективный труд детей по уборке групповой комнаты. К собранию хорошо оформить стенд, где поместить, например, такие статьи: «Почему надо приучать детей к труду» (о важности систематического посильного труда ребенка для его всестороннего воспитания и подготовки к школе); «Какие трудовые обязанности должны быть у ребенка старшего дошкольного возраста» (перечислить обязанности, которые могут выполнять дети старшего дошкольного возраста в семье); «А. С. Макаренко об участии детей в домашнем труде» (изложить основные положения статьи А. С. Макаренко «Семейное хозяйство»). .Тексты желательно иллюстрировать фотографиями, отображающими труд детей в семье и в детском саду.
На собрании можно заслушать одно-два сообщения родителей о положительном опыте трудового воспитания в семье. Педагог помогает родителям подготовить сообщение, проанализировать и обобщить их опыт воспитания ребенка в труде.
Во время экскурсии по детскому саду родители наблюдают, как дети трудятся по уборке групповой комнаты, узнают о методах руководства воспитателя работой ребят, видят, как их сын или дочь участвует в общем труде детского коллектива, каковы его умения, старательность, могут сравнить успехи своего ребенка с успехами других детей.
Воспитатель знакомит родителей с задачами трудового воспитания старших дошкольников, характеризует трудовые навыки ребят своей группы, особо отмечает тех, кто отличается трудолюбием, большей самостоятельностью, стремлением помогать другим.
Старший дошкольник может помочь взрослым в уходе за младшим ребенком.
Читайте также:
Просмотрено: 1908 раз 26 февраля 2010