Методика организации дежурств в средней группе

В средней группе, если дежурства организуются впервые,1 воспитатель использует в начале года (сентябрь ― октябрь) те же приемы, что и во второй младшей группе, с тем чтобы узнать, наск

Воспитание дошкольника в труде » Организация труда Методика  организации дежурств  в средней группеВ средней группе, если дежурства организуются впервые,1 воспитатель использует в начале года (сентябрь ― октябрь) те же приемы, что и во второй младшей группе, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Если же приемы накрывания на стол у детей были сформированы в младшей группе, можно подвести их к дежурству на занятии. Воспитатель разъясняет, как заботится, в детях няня, как она накрывает на стол, подает завтрак, подчеркивает значимость ее работы: «Вера Матвеевна обо всех заботится, аккуратно накрывает на стол. Детям будет приятно завтракать за таким столом». Она побуждает детей благодарить няню:-«Спасибо, Вера Матвеевна».

Опираясь на представления о труде няни, полученные в процессе таких и специально организованных наблюдений, воспитатель на занятии напоминает, как работает няня, и предлагает детям помочь ей.

Воспитатель. Теперь вы стали старше, многое умеете делать сами. Вы научились одеваться, поливать растения, помогать няне накрывать на стол. А чтобы все научились это делать, будем по очереди дежурить.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей показать, как надо накрывать па стол. Все дети смотрят, а педагог комментирует действия ребенка.
Правильно. Нина сначала все стульчики придвинула к столу. Теперь удобнее будет обойти вокруг стола.
— Завтра будут дежурить другие дети, которые сидят рядом с ними. Чтобы не забыть, кто у нас дежурный, я приготовила картинки. Мы их будем вставлять в эту рамку. Посмотрите, на ней окошечки, и в каждое из них дежурные будут вставлять спою картинку.
— А внизу на рамке крючки. На них мы повесим фартучки. Тогда дежурные сразу будут брать их и надевать, перед тем как начинать дежурить, Желательно фартучки иметь более нарядные: из материала в горошек наш с аппликацией на кармашке, однако не следует делать их наподобие школьных, с оборкой. Такие фартуки неудобны в стирке, их неохотно надевают мальчики.)

Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Этим определяется и форма организации дежурств ― за каждым столом свой дежурный. Он накрывает на стол или (во второй половине года, когда вводятся дежурства по подготовке к занятиям) готовит пособия, действует один, отвечая за результат своей работы перед воспитателем. Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям (аккуратно, старательно работает, не отвлекается от дела и пр.). Дети постепенно осознают значение труда дежурных, его общественную направленность. Так у ребят формируется ответственное отношение к делу.

Детям пятого года жизни трудно понять обязательность выполнения во время дежурства предлагаемых дел. Поэтому воспитателю следует быть терпеливым к тем, кто еще не проявляет должного отношения к работе. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что товарищи всегда так поступают, заботятся друг о друге, что дети должны помогать взрослым в их работе и т.д., опирается па положительные примеры поведения детей в труде; «Коля и Маша были настоящими дежурными, обо всех позаботились»; или: «Сережа очень хорошо сегодня дежурил, все помнил сам, ни о чем не забыл. Няне помог, работал так же аккуратно и старательно, как няня». Можно опираться на авторитет родителей: «Как маме будет приятно узнать, что ее дочка Наташа дежурила сегодня как взрослая. «Вот помощница растет к предстоящей работе, педагог осуществляет необходимую помощь, с тем чтобы дети не чувствовали своей неумелости, чтобы у них росла уверенность в своих возможностях, появлялось желание снова дежурить.

Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными, можно увеличить объем работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, принесенные няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы (там, где позволяют условия). Очень удобно пользоваться раздаточным столиком на колесах, который легко подвезти к детским столам. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.

Дети убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на тарелку сидящего с ним рядом, просит приподнять ложку, отнести чашку на раздаточный стол (если для этого созданы удобства). Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня-―сложенные стопкой тарелки. Дети сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному. Надо показать детям прием складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз пополам и только потом складывать по длине. Этому приему воспитатель учит детей, включаясь сам в работу: предлагает ребенку сначала вместе сложить скатерть, а потом под его контролем ребята действуют самостоятельно.

Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Необходимость таких дежурств воспитатель мотивирует тем, что дети стали старше, научились помогать ему в подготовке к занятию.

Вводя дежурство, воспитатель проверяет, насколько дети знают последовательность работы, место хранения пособий и материалов; показывает рамку, в которой появляются новые окошки (для дежурных по подготовке к занятиям). Число дежурных зависит от объема работы. В летнее время прибавляется работы на огороде, в цветнике, поэтому воспитатель может или увеличить количество дежурных, или организовать общую эпизодическую работу детей небольшими группами.  
Читайте также:

  • Методика организации дежурств во второй младшей группе
  • Дежурства
  • Во второй половине учебного года, организация поручений принимает характер …
  • Методика организации дежурств в старшей и подготовительной к школе группах
  • Организация дежурств у старших дошкольников
  • Просмотрено: 957 раз 26 февраля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий