Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде В произведениях искусства, и особенно художественной литературы, содержится эмоциональная оценка действительности. В этом преимущество искусства как средства нравственного воспитания перед иными средствами. Еще Н. К. Крупская в своих статьях о детской литературе писала о том, что ребенку нужно рассказывать не о тракторах и машинах, а о современных людях, их горе и радостях, их переживаниях.
Художественные произведения для детей, в которых внимание сосредоточивается на описании процесса производства, орудий труда, ценны тем, что ребенок получает знания и о процессе производства, и о различных профессиях. Но на разум и чувства детей воздействуют художественные произведения не столько о профессиях людей, сколько о человеке труда, его нравственных качествах — ответственности, добросовестности, готовности прийти на помощь другому, преданности делу. Детям старшего дошкольного возраста особенно нравятся произведения, отражающие труд людей, связанный с риском для жизни. Почему они затрагивают чувства ребенка? Как правило, в них отражается та или иная драматическая ситуация, которая и заставляет ребенка переживать события глубже, сильнее, острее.
Рассмотрим несколько художественных произведений драматического характера о труде взрослых и попробуем разобраться, что именно влияет на развитие чувств ребенка, возникновение у него определенного отношения к человеку-труженику.
Для примера обратимся к двум рассказам И. Винокурова «На аэродроме» и «Сквозь буран». Рассказ «На аэродроме» имеет описательный характер, из него ребенок получает лишь информацию о работе на аэродроме. Представление о рабочем человеке возникнуть не может, так как в рассказе нет образа труженика, поэтому не может возникнуть и какое-то отношение, чувство к нему.
Рассказ «Сквозь буран» знакомит детей не только с отдельными профессиями людей (врач, летчик, метеоролог), но и с конкретными образами людей и их поступками. Отношение к труду героев рассказа раскрывается особенно ярко. Эти люди наделены положительными качествами человека-труженика, им свойственно чувство ответственности за порученное дело, благородство, смелость.
В этом рассказе за представителем каждой профессии стоит человек с его отношением к делу. Как автор показывает, выражает это отношение? Он ставит своих героев в экстремальные условия, что и помогает ребенку увидеть человека-труженика в действии, понять его отношение к труду, почувствовать, что такое ответственность, добросовестность, взаимопомощь. Такие художественные произведения формируют представления, нравственные качества личности ребенка. Проведя сравнительную беседу по двум рассказам, нетрудно заметить, как по-разному воспринимают их дети.
В начале беседы педагог задает вопрос: «Какой из двух рассказов И. Винокурова вам больше понравился?» Почти все отвечают, что им больше понравился рассказ «Сквозь буран», «потому что он интересный». Дошкольники не всегда могут выразить словами, что именно им понравилось, что захватило их в рассказе, но если задать дополнительный вопрос: «А что в нем интересного?» — они отвечают: «Интересно, что летчик спасал больного», «Когда начался буран, летчик мог разбиться. Тогда бы и врач погиб, и больной», «Интересно, что метеорологи живут так высоко в горах, что туда и птицы не залетают. Только самолет может долететь». Такие ответы показывают, что детей волнует прежде всего драматизм события, опасность ситуации, а не личность героя рассказа.
Онлайн шахматы на сайте ebio.info. Кроме того Вы сможете: участвовать в шахматных турнирах с призовым фондом, смотреть трансляции супер турниров и лучших шахматных игр, создать собственную команду, прослушать лекции по шахматам опытных тренеров, скачать онлайн шахматные базы и компьютерные анализы, играть в шахматы онлайн с разными контролями времени.
Читайте также:
Просмотрено: 462 раз 19 августа 2010