Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Для расширения представлений старших дошкольников о трудолюбии и формирования обобщенной оценки образов можно предложить им для сравнения сказки Ш. Перро «Фея» и В. Одоевского «Мороз Иванович». Образы героев этих сказок на протяжении всего повествования стабильны в проявлении какого-то одного качества.
Отрицательные и положительные герои до конца сказки не меняются, поэтому нет необходимости задавать такие вопросы: «Кто хороший, кто плохой?», «Кто ленивый, кто трудолюбивый?». Но можно задать следующие вопросы: «Как вы думаете, чем похожи сказки? Найдите похожих героев сказок и расскажите, чем они похожи друг на друга», «Как вы думаете, за что была наказана старшая дочь из сказки «Фея» и почему была вознаграждена младшая дочь?».
Дети обычно отвечают верно. Ценно, если они начинают более полно характеризовать образ, что свидетельствует об их возросшей способности к дифференциации представлений. Давая нравственную характеристику герою, они пользуются не только словами хороший, плохой, но и трудолюбивая, ленивая, добрая, злая и т. п.
Полезно провести беседу по сказке «Кукушка». Сказка читается накануне, и на занятии воспитанникам кратко напоминают ее содержание: «Дети, вчера вы прослушали печальную сказку о том, как одна бедная женщина заболела от тяжелой работы. Ее дети никогда не помогали ей. Не помогли они даже тогда, когда она заболела. Вы помните, как просила она воды: «Дети, пересохло у меня горло, принесите мне водички». Не шли дети за водой. Тогда мать обернулась кукушкой и вылетела из чума. Все вспомнили сказку? Подумайте, почему мать бросила своих детей, улетела от них». Ребята подробно перечисляют все проступки сыновей: «Они не слушали мать, не помогали ей», «Не уважали ее труд», «Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снега натащат, а мать — убирай. И рыбу мать сама на реке ловила». В своих ответах дети используют текст сказки, свидетельствующий о том, что прочитанное оставило в них глубокий след. Педагог продолжает беседу: «Что вы можете сказать о сыновьях? Какие они были?» Дети отвечают: «Плохие, непослушные, грубые, ленивые. Они не любили труд и за это были наказаны».
Педагог подытоживает высказывания детей, подчеркивая, как плохо быть ленивым, грубым, не помогать маме.
Близка пониманию детей и басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Дети запоминают наизусть отрывки из нее, правильно дают оценку образу трудолюбивого Муравья и ленивой Стрекозы, осознают также, что Стрекоза была наказана за свою лень.
Слушая сказки, стихи, басни, беседуя о них, дети усваивают, что быть трудолюбивым — хорошо, а ленивым — плохо, что трудолюбие вознаграждается, а лень справедливо наказывается. Таким образом дошкольники получают не только обобщенное, но и образное представление о трудолюбии и лени.
На фоне усвоенных обобщенных представлений о трудолюбии возможен переход к формированию представлений о моральных качествах человека-труженика, о том, как должен сам ребенок относиться к труду.
Имеется много литературных произведений для старших дошкольников, где раскрываются образ человека-труженика, взаимоотношения взрослого и ребенка в процессе труда, отношение самого ребенка к труду. Эти рассказы и стихи о событиях, близких ребенку, о той действительности, которая понятна ему. Из мира сказки он переходит в мир реальных трудовых отношений. Важно показать не только отношение человека к труду, но и отношение его к процессу труда.
Нефтяное оборудование — удаление уторного уголка, скорость движения понтона, техническое обследование, сооружение резервуаров, контроль качества конструкций.
Читайте также:
Просмотрено: 235 раз 19 августа 2010