Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Которая усваивает информацию об окружающем избирательно, через ранее приобретенный опыт. Полученные знания о моральных нормах общества не обязательно отразятся в его собственном поведении. Причинами этого могут быть замкнутость, малая общительность, стремление к индивидуальному выполнению задания. Положение в группе сверстников — непризнание или малая популярность — это еще одно препятствие. Если ребенок имеет слабые трудовые навыки и не приучен к сотрудничеству, ему будет сложно распределять свое внимание на работу товарищей, быть в курсе происходящих событий. Он не знает, как обращаться к товарищам, как договариваться, как разрешать те или иные конфликты.
Одна из причин, которая препятствует проявлению коммуникативной активности, — отсутствие (частичное или полное) осознанного отношения к своей позиции в группе сверстников при выполнении общего задания. Анализ поведения детей в обстановке, требующей согласования, показал: чаще всего низкий уровень проявления морально ценной коммуникативной активности зависит не от одной, а от целого ряда причин, вытекающих одна из другой. Задача педагога — внимательно, вдумчиво относиться к детскому коллективу. Просчеты педагогического руководства, например: неравномерный охват детей трудовыми заданиями и поручениями, ограничение самостоятельности, отсутствие учета складывающихся в процессе труда взаимоотношений — одна из причин низкого уровня проявления активности воспитанников.
Другой причиной низкого уровня коммуникативной активности является отсутствие специального внимания к согласованным действиям между детьми (за счет активности одних пассивности других). Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатели порой не показывают способов активного поведения, не разъясняют, в чем заключается роль каждого участника. Свое внимание педагог в основном направляет на распределение обязанностей, на качественное выполнение работы, на ее результат. Разумеется, эти моменты руководства важны. Однако, чтобы побудить детей к активному участию в общем деле, необходимо так организовать их взаимоотношения, чтобы на конкретных примерах показывать истинную ценность человеческих поступков, важность активного участия в общем деле, справедливого решения возникающих конфликтов.
Рассмотрим пример из практики
Миша, Алеша и Игорь подклеивают с помощью воспитателя коробку от настольной игры. Когда все уже почти готово, воспитатель предлагает детям закончить работу самостоятельно. Миша, который долгое время держал в руке согнутую пополам картонку, вдруг разрывает ее. К приходу воспитателя конфликт назрел. Дети, высказывая недовольство, доказывали что теперь трудно выполнит, задание хорошо, что Миша всегда все портит. «Миша, конечно, виноват. Но и вы рядом работаете, — заметил воспитатель. — Вы должны были ему посоветовать Сейчас предупредим Мишу: если он не будет стараться, товарищи не захотят ним трудиться»
Чтобы воспитанники активно использовали морально оправданные способы разрешения конфликтов, они постоянно должны чувствовать необходимость их применения в различной обстановке
Другой пример
Лена всегда активно принимает участие в совместной деятельности, но невежливо обращается с товарищами, когда ей предлагают помощь. Воспитатель указывал ей на этот недостаток, подчеркивал, что относиться так к товарищам нельзя. Замечание педагога отразилось на ее поведении в дальнейшем. К девочке, когда она складывала кегли в шкаф для игрушек, присоединился Алеша. Первое ее движение было оттолкнуть товарища, но, очевидно, вспомнив замечание педагога, она быстро справилась с собой, что не осталось незамеченным. Выждав время, педагог, осматривая работу, заметил: «Сегодня ты успела вместе со всеми закончить работу. Хорошо, что Алеша тебе помог. Молодец! Вместе трудиться всегда веселей и приятней».
Читайте также:
Просмотрено: 242 раз 17 августа 2010