Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности

Совместная деятельность всегда доставляет детям радость и удовольствие. Труд вместе с товарищами содействует развитию положительных черт характера, формированию начал социальной активности.

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности Совместная деятельность всегда доставляет детям радость и удовольствие. Труд вместе с товарищами содействует развитию положительных черт характера, формированию начал социальной активности. В литературе содержание этого понятия трактуется как проявление активности в ситуациях, возникающих в жизни коллектива и требующих согласования мнений, общих решений, выработки требований.

Из всех проявлений активности в условиях совместной продуктивной деятельности мы выделяем коммуникативную, т. е. активное общение, установление контактов, цель которых — качественное выполнение задания. Эта активность (при планировании общей работы, при распределении общего задания, при разрешении различных ситуаций, имеющих место в деятельности и требующих совместного решения и т. д.) выражается в высказывании своего мнения, в деятельном участии, в обсуждении коллективных замыслов, в предъявлении претензий к тем, кто допускает небрежность, ошибки.

Следует особо подчеркнуть, что такая обстановка ставит ребенка в условия выбора поведения: он либо проявляет активное отношение к общему заданию — предлагает свое решение, поддерживает замысел сверстника, убеждает участников в справедливости своего решения, либо занимает пассивную позицию, либо участвует в разрешении конфликта на основе усвоенных моральных норм; прислушивается к мнению сверстников или, наоборот, игнорирует их интересы и желания. Поэтому, говоря о коммуникативной активности, мы будем иметь в виду личностное образование. Иными словами, образование, проявляющееся в условиях выбора поведения в обстановке, требующей согласования, когда ребенок обнаруживает такой стиль поведения, при котором он делает настойчивые попытки организовать себя и других на качественное выполнение и достижение требуемого результата.

Задача нашего эксперимента заключалась в следующем: выявить степень активности каждого воспитанника в обсуждении выбора работы, в разрешении возникающих в ходе деятельности вопросов, конфликтных моментов и т. д.

Мы изучили поведение 100 детей в детских садах Москвы и Горловки (Донецкая область). Эксперимент показал, что всех участников можно условно разделить на три группы.

Первая группа (14%) — высокая степень активности в общении. Особенности поведения: взаимоотношения со сверстниками носят в основном положительный характер — дети владеют навыками сотрудничества и активно их используют; по мере необходимости вносят свои предложения, которые в большинстве случаев товарищи принимают; высказывают свое мнение, задают вопросы, обращаются за помощью и сами помогают. Эти дети в курсе всех заданий, поэтому при необходимости согласования действий они занимают активную позицию, стремятся восстановить процесс деятельности, как правило, умеют отстоять свое мнение. Если конфликт своими силами не разрешают, обращаются за помощью к педагогу. Обычно прислушиваются к мнению товарища, соглашаются, если он предлагает более правильное. В отдельных случаях настойчивость в отстаивании своего мнения не сочетается с уступчивостью. Тогда это приводит к конфликтам.

Вторая группа (34%) — достаточная степень овладения умением обращаться за помощью, предлагать свою, задавать вопросы. Но самостоятельно эти дети не умеют выяснять мнения товарищей, отстаивать свое решение, более того, легко поддаются влиянию инициативных ребят. На вопрос: «Почему ты согласился?» — они или не отвечают, или говорят: «Я не знал, что надо сказать», т. е. не осознают, в чем суть активного участия в общем деле. Большинство не обращают внимания на обстановку, имеющую место в совместной деятельности и требующую совместных решений, не чувствуют назревания конфликта и поэтому не реагируют на него (в рассматриваемых нами случаях конфликт понимается в широком смысле слова, как любая ситуация, объективно требующая совместных действий).

Такие дети более активны при обсуждении выбора темы, композиции, распределении задания, нежели в ходе работы. Иногда они полностью переключаются на свою часть работы. Характер взаимоотношений со сверстниками чаще всего положительный, уровень владения деятельностью различный, чаще всего средний. В рассказе о совместной работе дети отмечают ее коллективный характер, выделяют моменты согласования действий.

Третья группа (52%) — это дошкольники, инициатива которых совсем не проявляется, участие их в общем обсуждении возникающих вопросов ограничивается лишь выражением согласия, робкими просьбами о помощи. Такие дети легко подчиняются более инициативным товарищам, никогда не возражают. Характер их взаимоотношений в трудовой деятельности обычно положительный, уровень соответствующих навыков средний или низкий.

При социометрическом обследовании (выяснении положения каждого ребенка в обществе сверстников) эта группа получила наименьшее число отзывов со стороны сверстников.

Таким образом, эксперимент показал, что уже в старшем дошкольном возрасте у детей ярко выражен стиль поведения, поэтому перед педагогами стоят следующие задачи:
формировать у каждого дошкольника морально оправданное поведение, умение отстаивать справедливость, добиваться качественного выполнения задания;
формировать способы нравственного поведения, которые проявляются в активном отношении и к себе, и к участникам совместной деятельности.

Данные эксперимента показали, что прямой зависимости между коммуникативной активностью в обстановке, требующей согласования, и наличием практических навыков и навыков сотрудничества нет. Хотя некоторые дети (I подгруппа) и проявляют высокий уровень коммуникативной активности, качественно выполняют задание, тем не менее активного участия в обсуждении общих дел они не принимают. Навыки сотрудничества — умение договориться, обращаться с вопросом, уточнять мнение сверстника — еще не свидетельство активности, активного поведения. Следовательно, необходимо одновременно формировать и навыки сотрудничества и учить детей деятельному, активному участию в разрешении различных возникающих в ходе деятельности вопросов.  
Читайте также:

  • Ребенок — формирующаяся человеческая личность
  • Известное в педагогике правило — воспитывать на положительном примере — пед …
  • Формирование произвольного поведения на занятиях в средней группе
  • Средний дошкольный возраст и коллективный труд
  • Коллективные поручения могут принимать характер совместной деятельности
  • Просмотрено: 202 раз 17 августа 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий