Трудовое обучение в детском саду осуществляется либо при организации индивидуальной деятельности ребенка, либо в совместном труде со взрослым, либо на специальных фронтальных занятиях, когда возникает необходимость обучить одновременно подгруппу или группу детей приемам выполнения определенных действий.
Во-первых, надо так поставить цель, чтобы она сразу ориентировала ребенка на выполнение общественно значимой деятельности, а не просто направляла на овладение определенным умением. Вместо того, чтобы сказать детям: «Будете учиться пришивать пуговицы», следует сказать: «Надо помочь няне пришить пуговицы к наволочкам. Поможете и одновременно научитесь это делать». Или: «Научитесь пришивать пуговицы, сможете сделать это
сами не только для себя, но и для других». Таким образом, нужна установка на выполнение работы, необходимой для других. Дети постепенно начинают понимать, что с приобретением умений появляется возможность проявить собственную активность, вступить и деловой контакт с окружающими людьми, помочь им, быть похожими в делах на взрослых, уметь применять приобретенные навыки.
Вместе с тем у ребенка повышается ответственность за выполнение работы, целью которой является не просто необходимость научиться что-то делать, а делать полезное, нужное другим. Отсюда стремление выполнить ее как можно лучше, приложить усилия к достижению результата, оправдать доверие взрослого, не подвести товарищей. Так цель труда приобретает нравственную окраску.
Во-вторых, формирование трудовых навыков не определяется одной лишь повторяемостью действий. Существенным является формирование у ребенка умения предварительно планировать предстоящие действия, процесс труда и трудовую деятельность в целом. Значимость этого умения в нравственно-волевом воспитании детей велика. Предварительное обдумывание способа действия, оборудования и материалов обеспечивает своевременное и четкое выполнение задания. Вместе с умением планировать развиваются действия контроля и оценки. Дети начинают сознательно управлять своим поведением в процессе труда.
Как научить дошкольников выполнять работу с таким расчетом, чтобы результат (продукт труда) обязательно соответствовал представлению, сложившемуся до начала работы?
Педагог располагает определенными методами: слово, непосредственный показ способа выполнения изготовляемого образца и др. Применяя эти методы, он развивает у детей умение логически мыслить, наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, разбивает познавательные способности, восприятие, память, воображение, приучает к точной деловой речи.
К сожалению, не всегда до конца учитывается роль наглядных пособий. Практика показывает, что можно использовать такую форму наглядности, которая позволит раскрыть как состав трудового процесса (действия и последовательную связь между ними), так и трудовую деятельность в целом (материалы, оборудование, система действий).
Детям любой возрастной группы понятны отдельные карточки с изображением на них предметов или сюжетов конкретного трудового процесса. Например, одевание может быть представлено карточками с изображением предметов одежды.