Привлекая ребенка к участию в труде, воспитатель всегда должен чувствовать его настрой

Готовность или, наоборот, нежелание включиться в работу. Безразличие ребенка к деятельности ни в коем случае не должно оставить педагога равнодушным, он должен добиться того, чтобы начало тр

Готовность или, наоборот, нежелание включиться в работу. Безразличие ребенка к деятельности ни в коем случае не должно оставить педагога равнодушным, он должен добиться того, чтобы начало трудового процесса — принятие цели — получило эмоционально-положительную окраску. Обеспечение эмоционально-положительного настроя детей в момент принятия цели облегчает включение их в труд.

Наличие партнера в предстоящей деятельности, коллективный труд всегда облегчает первоначальный этап работы, делает его более привлекательным и приятным для ребенка. Как правило, дети отдают предпочтение коллективной работе со сверстниками.

Часто постановка цели труда перед одним ребенком вызывает желание и у других детей включиться в труд. Воспитатель должен относиться к этому с большим вниманием, обязательно найти возможность дать потрудиться, всех поощрить за проявление инициативы: «Молодцы, я не просила, а вы сами догадались. Мне это очень приятно. Спасибо, дети, что помогли» и т. п. В. А. Сухомлинский справедливо писал о том, что одним из привлекательных моментов в труде является наличие физического усилия. Поэтому важно предусмотреть и активно использовать это в воспитательной работе с детьми. Правило: самую трудную работу всегда делают мальчики — вызывает у них чувство гордости, удовлетворения, желания на самом деле быть хорошими помощниками. Во время стирки они приносят и уносят воду; когда нужно, передвигают столы, носят раскладушки, горшки с растениями в умывальную комнату; перекапывают грядки, уносят сор на носилках и т. п. Действия ребят с каждым разом становятся более умелыми, ловкими, их стремление выполнять работу качественно всегда должно быть одобрено воспитателем.

В ходе работы нужно непременно подчеркивать проявление детьми таких качеств, как аккуратность, бережливость, ответственное отношение к заданию. Полезно ставить в пример товарища. Это гораздо действеннее замечания. Например, педагог замечает, что многие дети плохо выжимают тряпочку, протирая шкафы. Он не делает им замечания, а говорит: «Посмотрите, ребята, как Таня хорошо тряпочку выжимает: в шкафу сырости не будет. После ее работы можно сразу шкаф закрывать». Посмотрев на Таню, дети стараются делать так же.

Одним из педагогических приемов, который поможет формировать эмоционально-положительный настрой в трудовой деятельности, является ориентирование детей на промежуточный результат. Этот прием предполагает условное деление трудового процесса на ряд конкретных этапов. Выполнение каждого из них вызывает положительные эмоции, желание продолжать работу. Постоянное напоминание о конечной цели труда, о последующих этапах работы способствует достижению завершающего этапа, намеченной цели: «Вот уже половину участка убрали, еще осталось немного. Подметем веранду, уберем листья около домика».

Важно в процессе трудовой деятельности детей своевременно заметить снижение эмоционально-положительного настроя. Для этого нужен косвенный контроль. Часто старшим дошкольникам, поскольку они приобрели уже определенный трудовой опыт в предыдущих группах, доверяется многое делать самостоятельно. Такое доверие ребенку необходимо, но самостоятельная деятельность детей не должна быть бесконтрольной. Косвенный контроль позволяет увидеть изменения в эмоциональном настрое ребенка, заметить, что его отвлекает, как он умеет организовать свою работу, определять уровень культуры труда. Следовательно, он позволит дать верную объективную оценку трудовой деятельности детей, так как педагог видит и оценивает не только результат, но и то, как он достигался.

Развитие и воспитание дошкольников