При формировании трудовых навыков важно сделать осознанным их применение

Воспитатель говорит: «Так надо делать, потому что это удобно, хорошо, быстро». Пошаговая мотивация способствует этому осознанию. Навыки, которые дети приобретают в средней группе детского са

Воспитатель говорит: «Так надо делать, потому что это удобно, хорошо, быстро». Пошаговая мотивация способствует этому осознанию. Навыки, которые дети приобретают в средней группе детского сада, довольно разнообразны. Это связано с тем, что они выполняют поручения, требующие разных видов труда: самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе. Сложными для усвоения являются навык подметания (особенно для мальчиков), умение отжимать мокрое белье, шнуровать обувь, надевать самостоятельно колготы и др. Чтобы дети овладели ими, необходимо прямое обучение.

Воспитатель должен создать положительную эмоциональную основу для овладения этими навыками и следить, как идет их усвоение. Во время выполнения обращается внимание на интерес ребенка, желание научиться действию, приему, одобряется это стремление. Воспитатель подчеркивает: «У тебя уже понемногу получается: подметал ровно, не пылил. Постарайся и дальше так подметать пол».

Обычно педагог оценивает труд ребенка в момент завершения, а в ходе деятельности его руководство ограничивается требованиями, указаниями, напоминаниями. Это неверно, так как малышу необходимо постоянно быть уверенным в том, что он делает правильно. Даже в тех случаях, когда воспитатель перестает контролировать его действия, он сам поглядывает на взрослого в ожидании его оценки. Когда же в ходе выполнения задания воспитатели пользуются приемом оценки, то она в основном носит обобщенный характер: оценивается деятельность в целом, а следует оценивать и промежуточный результат, какие-то конкретные действия ребенка, что повышает у него интерес к работе, желание продолжать ее.

Успешному овладению необходимыми трудовыми умениями способствуют совместная деятельность детей и их общение друг с другом. Учитывая такую характерную черту детей пятого года жизни, как подражательность, целесообразно объединять умелого ребенка со сверстником, у которого непрочно сформированы трудовые умения и навыки. Тогда можно видеть, как менее умелый ребенок, поглядывая на сверстника, старается подражать ему, делать так, как он. Воспитатель одобряет, поощряет эти действия.

У детей пятого года жизни меняется содержание общения по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста. Если у малышей оно редко имеет отношение к выполняемой работе, то у дошкольников среднего возраста содержание общения связано с тем, что они делают в данный момент.

Приведем примеры. Девочки рассказывают друг другу о своей работе.

Света. Я уже научилась поливать цветы и поливаю их дома. Но я поливаю из старого чайника. Мама не хочет купить мне лейку.

Катя. Я тоже люблю работать. Когда мы летом были на даче у бабушки, я поливала ее огород. У бабушки большая лейка. Я поливала из нее.

Воспитатели, вероятно, замечали в процессе своей работы, что дети, у которых недостаточно прочно сформированы трудовые навыки, реже вступают в общение. Они напряжены, сосредоточены в самой деятельности. В таких случаях необходимо настроить ребенка на общение, чтобы успокоить его, вызвать уверенность в себе, в том, что товарищи ему помогут справиться с делом. Надо обязательно найти поводы к общению с такими детьми.

В процессе овладения навыками, в период их формирования, когда от ребенка требуется точное следование образцу, многократное повторение одного и того же действия, педагог должен зафиксировать для себя момент снижения интереса. Положительная оценка, доброжелательное общение воспитателя с ребенком в этот момент обязательно будут способствовать продолжению деятельности.

Увидев, что Эрик много отвлекается, стоит и смотрит по сторонам, готов в любую минуту бросить неоконченное дело, воспитатель говорит: «Ты уже много песка собрал, Эрик. Молодец! Вот из этого уголка еще немного собери, и мы позовем поработать кого-нибудь другого».

Воспитатель всегда может предусмотреть при внимательном контроле (прямом или косвенном) снижение интереса ребенка к выполняемой работе. Если он не завершил задание, то это следует рассматривать как педагогический промах — педагог не уловил, не заметил момента, когда необходимо было одобрить деятельность ребенка, вызвать желание ее продолжить.

Развитие и воспитание дошкольников