Развитие различных навыков и умений

Развитие различных навыков и умений не исключает проявления индивидуальных особенностей ребенка при этом. Один ребенок очень живой, подвижный, хорошо ест, но хуже спит, другой хорошо ест и с

Развитие различных навыков и умений Развитие различных навыков и умений не исключает проявления индивидуальных особенностей ребенка при этом. Один ребенок очень живой, подвижный, хорошо ест, но хуже спит, другой хорошо ест и спит, но флегматичный, третий — вовремя начал держать голову, стоять, ходить, но вообще не ползал, а сразу пошел. Это все естественно и вполне свойственно здоровым детям, которые хотя и маленькие, но имеют право на какие-то личные индивидуальные особенности своего развития.

В первые два — три года сознание детей переполняется массой впечатлений от внешнего мира. Во-первых, у них очень активно развивается кора головного мозга, во-вторых, активность движений им помогает много увидеть, услышать, пощупать. А переработать впечатления они могут только с помощью взрослых. Вот и появляются бесконечные вопросы.

Дети в раннем возрасте много двигаются. Движения их — физиологическая потребность растущего организма. Природа проявила великую мудрость, сделав почти всех детей непоседами, стремящимися постоянно бегать, прыгать, ползать. Сроки возникновения каждого движения и нарастание двигательной активности зависят не только от индивидуальных психологических особенностей, возраста и здоровья ребенка, но они в большей мере определяются условиями жизни, воспитанием.

Исследования последних лет убеждают в том, что «мускульный голод» у детей может приводить к функциональным нарушениям, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом, но и умственном развитии. Особенности энергетики (уровень обменных процессов и интенсивность формирования органов и систем) в каждом возрастном периоде определяются особенностями работы скелетной мускулатуры, которая в свою очередь определяется уровнем двигательной активности. Малая подвижность и длительное пребывание в одной позе задерживают развитие детей, способствуют нарушению осанки и появлению плоскостопия.

В 3—5 лет дети становятся уже более спокойными, так как развиваются реакции торможения нервных процессов. Но, как правило, в этом возрасте дети проявляют все еще большой, но уже более глубокий и устойчивый интерес к окружающей среде. В этом возрасте многие из них хорошо говорят, вполне обстоятельно могут передать свои впечатления. В 5—7 лет у детей начинают отчетливо проявляться типологические особенности их высшей нервной деятельности или темперамента.

Высшая нервная деятельность — это совокупность наиболее сложных форм деятельности больших полушарий головного мозга, которые тонко и совершенно обеспечивают сложные отношения высокоразвитого организма человека с внешней средой.

Еще выдающийся врач
древней Греции Гиппократ обратил внимание па то, что люди по своим реакциям на окружающее отличаются, и выделил четыре типа конституции или темперамента; сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики.

Академик И. П. Павлов экспериментально на животных и путем наблюдения за людьми показал, что состояние ВНД зависит от степени активности или работоспо-
собности коры головного мозга, подкорковой области и взаимодействия этих двух важных отделов мозга.

Развитие и воспитание дошкольников