Развитие и воспитание дошкольников Условия успешной организации совместного труда детей и взрослых.
Естественность, жизненная целесообразность труда ― это важнейшие условия успешной организации совместного труда детей и взрослых. Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, в труде по обслуживанию игр и занятий. Намечая дела для совместного труда взрослого и детей, важно учитывать соответствие работы общепедагогическим принципам и. требованиям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей большой нагрузки, неудобных поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, однообразных действий. Последнее требование ― это осуществление естественного разделения труда между взрослыми и детьми. Следовательно, в работе должны быть более сложные или более трудоемкие операции, которые по силам детям дошкольного возраста. Если этого нет, то совместной работы не получится: или трудится взрослый, а дети наблюдают, или, наоборот, все выполняют дети, а взрослый организует и направляет их работу. И то и другое в жизни может иметь место, но это уже не совместный труд.
Очень важно учитывать, в какие взаимоотношения вступают между собой взрослые и дети, какие формы принимает это сотрудничество. Формы сотрудничества зависят от конкретного содержания работы и возраста детей, а также от того, сколько взрослых и кто именно принимает участие в труде. Чем моложе дети, тем больше у взрослого организационно — воспитательных дел, тем меньше у него возможностей принять непосредственное участие в трудовом процессе. Чем меньше группа детей и чем они старше, тем более активно может трудиться взрослый. Поэтому так важно, чтобы в коллективном труде всей группы, кроме воспитателя, участвовали няня и другие работники детского сада. Ни на минуту нельзя забывать, что взрослый не может быть целиком поглощен своей работой, воспитатели все время должны направлять, организовывать труд детей. Этим в значительной степени ограничены объем и сложность выполняемой взрослыми работы. Как правило, в средней и старшей группах взрослые берут на себя часть работы: более трудоемкую, требующую большой физической нагрузки, сложных умений и навыков и т.п.
В процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и такое сочетание уровней активности взрослых и детей, степени их участия в труде, которое способствовало бы заимствованию ребенком опыта старших и в то же время побуждало его к самостоятельности в работе. Опыт показывает, что педагогически эффективное сочетание активности взрослых и детей при совместном выполнении работы может выступать в разных формах.
Во время некоторых работ действует преимущественно взрослый, дети помогают ему в выполнении отдельных операций. Такие взаимоотношения наиболее характерны для младших групп, но они имеют место и в средней, и в старшей группах, когда взрослый выполняет какую-либо сложную работу, например ремонтирует мебель. Здесь сотрудничество проявляется еще в зачаточной форме, активность детей ограничена.
Гораздо более активны дети, когда взрослый начинает работу, постепенно втягивает в нее детей, а затем предоставляет им возможность действовать самим. Взрослый как бы дает «запев». Например, на участке сгребают*на газонах листья, ветки, дети уносят их на носилках. Когда дети втянулись в работу, воспитатель незаметно отходит. Дети продолжают работать. Характер их действий явно говорит о подражании воспитателю. Воспитатель издали следит за детьми.
В ряде случаев есть и более сложное сочетание действий взрослых и детей: работу начинают взрослые, потом действуют дети, затем одновременно те и другие.