Воспитание дошкольника в труде » Особенности труда
У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать на доступном для их понимания уровне представления об общественной значимости труда советских людей, его коллективном характере, о добросовестном отношении к труду. Возможность формирования таких представлений в системе занятий объясняется возрастанием познавательных интересов детей, способностью к обобщениям, а также сформированной к этому времени достаточно устойчивой практической деятельностью детей, опирающей на сложившиеся навыки и умения выполнять различные трудовые задания в повседневной жизни детского сада и семьи.
Формирование представлений о труде -взрослых оказывает влияние на идейное воспитание личности ребенка. При этом необходимо соблюдение педагогических условий, обеспечивающих решение этих задач. Педагогический процесс строится таким образом, что расширение круга представлений о труде взрослых сочетается с активной деятельностью самих детей.
Определяя содержание ознакомления детей с трудом взрослых, важно показать характерные особенности труда советских людей (создают необходимые для жизни предметы, трудятся не только для себя, но и для других, любая вещь создается трудом многих работников, они стараются трудиться хорошо, потому что их труд нужен людям).
Формирование представлений о труде взрослых влияет на пробуждение интереса детей к труду, при этом важно накопление ребенком конкретных представлений о разнообразных видах труда, обучение умению выделять характерные черты в любом знакомом виде труда.
Для нравственного развития детей наиболее существенным является формирование представлений о коллективном характере груда взрослых. Эта задача наиболее сложная. На занятиях, организуемых с целью наблюдения труда взрослых, внимание детей обращают на определенную сторону деятельности взрослых, скажем, на коллективный характер труда (взаимозависимость сельских тружеников при уборке урожая и т.п.).
В процессе трудового воспитания осуществляется патриотическое воспитание дошкольников. Ребенок постепенно осознает необходимость уважения труда взрослых, бережного отношения к продуктам их труда, он начинает понимать, как дорога всем советским людям наша Родина и что необходимо для ее процветания. Детям старшего дошкольного возраста доступно осознание того, что подлинная любовь к Родине проявляется не на словах, а на деле, в труде на общую пользу. Поэтому-то так важно, чтобы, знакомя детей с трудом взрослых, создавать условия для участия их в труде на общую пользу.
Труд детей в дошкольном учреждении организуется как деятельность, результат которой оказывается жизненно необходимым. Эта деятельность постепенно отчленяется от игры, обособляется от занятий и приобретает самостоятельное значение уже на ранней ступени дошкольного возраста.
Исследования, проведенные нами по трудовому воспитанию и по некоторым вопросам готовности детей к школьному обучению, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности ― к учению ― является воспитание у ребенка способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, когда он- систематически выполняет обязанности по самообслуживанию, участвует в дежурствах но столовой, занятиям, уходу за обитателями уголка живой природы, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.
Выполнение обязанностей ставит старшего дошкольника в известные правильные отношения с окружающими людьми. Ребенок начинает чувствовать и понимать свои обязанности перед ними, стремится выполнить задание хорошо, преодолеть трудности, возникающие в процессе работы.
Читайте также:
Просмотрено: 1287 раз 26 февраля 2010