Результат труда

Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом особенность труда, этим он отличается от игры, которая может быть завершена на

Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом особенность труда, этим он отличается от игры, которая может быть завершена на любой стадии ее развития и не доведена до конца. Но от этого игра не теряет в глазах ребенка своей привлекательности.

Результат в игре не всегда обязателен. Своеобразный результат возможен в некоторых дидактических, подвижных играх, в которых конец совпадает с выигрышем одних и проигрышем других. В творческих ролевых играх дети получают удовольствие от самого процесса развития замысла.
Труд же требует определенной затраты физических и умственных сил. Однако результат его часто зависит как от количества затраченных усилий, так и от уровня владения умениями и навыками.

В труде результат ― обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду.

Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребенка: настойчивость, находчивость, изобретательность, способность действовать последовательно (или, наоборот, беспомощность, неспособность преодолеть малейшее затруднение).

Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Дети замечают хорошее качество работы и плохое. Наглядное сравнение заставляет их задуматься над причиной успеха: «он умеет, он научился, он старался»,― приходят они к выводу.
Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали»,― говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности. Воспитательное их значение тем эффективнее, чем справедливее оценка детского труда педагогом, чем большую заинтересованность и требовательность к ней он- проявляет.

Педагогическое вмешательство в отношения между детьми, активное воспитание общественных норм поведения, формирование мнения детского коллектива, постоянное внимание к достоинствам и недостаткам работы детей (их фиксация на глазах всего коллектива детей и их оценка воспитателем) ― все это главнейшие условия формирования умения правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей.
Для детей младшего дошкольного возраста (3―4-й год жизни) значение результата труда выступает прежде всего в оценке, данной воспитателем, и эта оценка оказывает воздействие на отношение детей к труду: вызывает желание что-то сделать самим, присоединиться к тем детям, которые принимают участие в труде. Результат своего труда ребенок видит уже по завершении трудового процесса, когда воспитатель предлагает сравнить полученный им результат с результатами труда других детей, владеющих аналогичными навыками. Это сравнение нередко вызывает у него желание переделать работу, выполнить ее лучше. К 5―7 годам результат деятельности начинает интересовать детей с практической стороны: на своем огороде вырастили лук, редиску, салат, собрали урожай, отнесли на кухню повару; сделали игрушки, чтобы использовать их в игре. Часть оставили для игры в своей группе, а часть подарили малышам.

В развитии у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив этой деятельности. Так, например, изготовление игрушек для последующей игры повышает интерес ребенка к труду, придает деятельности большую целеустремленность, при этом малыш проявляет настойчивость, затрачивает усилие. Можно заметить, как меняется отношение к труду под влиянием мотивов, входящих в сферу детских интересов, мотивов, которые ребенок способен принять и которые вызывают у него готовность к активной деятельности. Стремление детей достичь желаемого результата само становится мотивом деятельности.

Достижение результата в работе над простейшими игрушками не только вооружает детей умением трудиться, но и дает им возможность принять участие в изготовлении практически нужных вещей. Все это меняет отношение детей старшего дошкольного возраста к труду, у них возрастают собственные требования к качеству выполняемой работы, ее оценке.

От мотива зависит успех деятельности, и не только индивидуальный, но главным образом успех целой группы, коллектива детей. Формирование произвольного поведения в труде, подчиненного социальному мотиву (сделать игрушки для малышей, подарок маме ко дню 8 Марта), пробуждает активность ребенка, он стремится освоить навыки труда, приобрести умения выполнять задания не только правильно, но и красиво.
Большое влияние на детей оказывают результаты труда взрослых. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата.

Так повышаются интерес старших дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы.

По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование и достижение результата) меняется и отношение ребенка к труду. Теперь сам процесс труда доставляет детям радость. Их эмоциональные проявления свидетельствуют о том, что необходимо постоянное внимательное, заинтересованное отношение педагога к тому, что и как делают дети. Положительные эмоции определяют и их собственное отношение к деятельности, особенно в начальный период формирования трудолюбия. Важно, чтобы ребенок был уверен в успешном завершении дела. Такое настроение детей поддерживается педагогом, его готовностью оказать детям помощь. Иногда это выражается в одобрении, иногда это совет попытаться сделать иначе, иногда предложение привлечь к работе кого-то из детей, а в других случаях просто практическая помощь ребенку в чем-то наиболее трудном, при этом ребенок должен чувствовать, что работу выполняет он сам и ему только временно пришли на помощь.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Тщательность выполнения простых трудовых процессов должна воспитываться с самого начала, при более сложных работах следует временно мириться с несовершенством качества результата труда (изготовление и ремонт игрушек, глажение, шитье). Не следует заставлять детей многократно переделывать работу.

Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Эти достижения следует отмечать, они заметны педагогу и в большей ловкости, и в быстроте движений ребенка в процессе работы, и в способности не отвлекаясь, без напоминаний довести дело до конца, и в более высоком качестве результата.
Достижения детей в труде должны быть справедливо оценены педагогом. Эта оценка всегда должна быть доброжелательной. Если ребенку не удается что-то сделать, важно поддержать в нем уверенность в том, что не удается лишь временно, если он постарается, у него все получится. Наряду с этим следует использовать разные ситуации, чтобы поупражнять ребенка в том навыке, которым он плохо владеет.

Развитие и воспитание дошкольников