Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Сами дети 2―3 лет часто ставят перед собой цели, осуществить которые не могут. Выражая желание что-то сделать, ребенок еще не сообразуется с тем, сможет или не сможет он это сделать. Отказ от выполнения того или иного непосильного дела приходит позднее и обусловливается тем, что у детей накапливается опыт, в котором выполнение этих маленьких дел шло не так гладко, возникали известные трудности, вызывавшие у них разочарование. Поэтому формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.
Во время обработки участка весной дети второй младшей группы принялись перекапывать клумбу. Желание работать было велико, но первые же попытки детей показали, что эта работа им не по силам. Один за другим они отходили от клумбы и начинали играть.
В другой раз воспитатель, заметив это, основной труд взял на себя, а детям предложил нажимать на лопату. Они старательно пытались это делать. Так было обеспечано до конца участие детей в трудовом процессе. В итоге дети с удовлетворением отмечали, обращаясь к воспитателю: «Правда, мы помогли, а то вам одной было бы трудно работать».
В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели, но не они являются определяющими в формировании правильного отношения детей к труду. В работе по уходу за растениями на огороде и в цветнике цель далека и не все дети осознают и связывают полученный в конце лета с огорода урожай с затраченными усилиями по уходу за растениями. Эта перспектива может быть ясна детям 6—7 лет.
Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать: обладают определенными трудовыми навыками, не отвлекаются от выполняемого дела, доводят его до конца, умеют действовать совместно. При таком подходе нельзя у всех детей развить навыки, умения и воспитать интерес к труду, желание трудиться. Необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.
Для развития целенаправленности большое значение имеет формирование совместной деятельности двух-трех детей. На третьем году жизни следует большее внимание уделять игре, в процессе которой дети могли бы совместно пользоваться игрушкой, содействовать тому, чтобы они приучались согласовывать свои действия: один едет на автомашине «за молоком», а другой одевает кукол на прогулку; один убирает кроватки кукол, а другой приготавливает коляски для катания кукол; вместе строят домик, мостик, вместе укладывают строительный материал в ящик после игры.
Возможности участия детей младшего дошкольного возраста в коллективных формах труда еще весьма ограничены. Эта работа детей не носит регулярного характера, как в старших группах, но к выполнению отдельных поручений следует привлекать детей чаще: помогать убирать игрушки, наводить порядок в кукольном уголке, участвовать в его уборке. Например, дети наблюдают за тем, как воспитатель стирает кукольное белье, гладит его, затем вместе с ним одевают кукол. Любуясь работой, воспитатель восклицает: «Как красиво, когда на куклах чистые платья!» Во второй половине года детям можно поручить самостоятельно выстирать платье для куклы.
Малыши могут быть привлечены и к коллективной уборке групповой комнаты. Особенно активно дети включаются в эту работу перед праздниками. Им говорят о том, что скоро будет праздник, надо, чтобы все было красиво: и украшения групповой комнаты, и одежда кукол. Дети охотно выполняют поручения педагога, стараются все сделать хорошо.
Рассматривая труд как целенаправленную деятельность, важно развивать у детей способность самостоятельно ставить цель и осуществлять ее. Эта целесообразность деятельности у маленьких детей проявляется уже в самообслуживании, когда ребенок самостоятельно надевает чулки, ботинки, убирает на место игрушки. На первых порах цель выступает для него вполне конкретно, наглядно: убрал игрушки — в уголке порядок, можно идти гулять; одел куклу, можно посадить ее в коляску и покатать.
Привычные действия, повторяющиеся изо дня в день, укрепляют навык выполнения того или иного дела, но не всегда ведут к развитию самостоятельности. Овладев навыком выполнения того или иного трудового процесса, ребенок утрачивает к нему интерес, так как от него уже не требуется усилий и он спокойно относится к тому, что работу за него выполняют другие дети или взрослый.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги на книжной полке, убрать строительный материал, постирать кукольную одежду, расчистить дорожку от снега, полить песок в песочном ящике и многое другое. Воспитатель, направляя внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить.
Примечание. Однако не следует переоценивать возможности детей сознательно ставить перед собой цель. Опыт свидетельствует о том, что ребенок даже пятого года жизни сам ставит цель только в наиболее привычных условиях. В малопривычных ситуациях дети ждут, чтобы им указали, что и как надо делать. Так, привыкнув ежедневно приводить в порядок игрушки в игровом уголке групповой комнаты, дети легко договариваются друг с другом о том, кто и что будет делать, в какой последовательности. На вопрос о том, что они будут делать, прежде чем пойдут на прогулку, дети пяти лет уверенно отвечают: «Будем игрушки убирать. Строительный материал положим на полки, мозаику уложим, кукол хорошо посадим, а потом можно гулять». Все, что назвали дети, было ими выполнено.
Но когда им весной было предложено убрать игрушки на участке, они не смогли сделать это самостоятельно, так как раньше уносили их в помещение, а теперь надо было убрать в другое место.
Способность детей 6—7 лет самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где дети получают в итоге материальный результат: работа в цветнике, на огороде, поделка игрушек из бумаги, дерева, природного материала. В этом возрасте целенаправленная деятельность детей приобретает большую устойчивость при наличии мотивов, имеющих общественное значение.