Цель перед ребенком вначале ставится педагогом, В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4―5 лет.
От целенаправленных действий процессуальные отличаются , что могут многократно повторяться, не преследуя определенной задачи; ребенок производит действие потому, что оно само доставляет ему удовольствие.
Целесообразный характер действий, придающий им своеобразие предметного действия, возникает на основе подражания. Подражание с самого начала носит осмысленный характер. Подражая сложным действиям взрослых, ребенок понимает их смысл. «Сам процесс подражания предполагает известное понимание значения действия другого. В самом деле, ребенок, который не умеет понять, не сумеет подражать пишущему
взрослому, само подражание представляет сложный процесс, требующий предварительного понимания» (Л, Выготский). Понимание действия является предпосылкой для подражания, а подражание ― важным условием для первой простой ориентировочной деятельности. В действиях с предметами, получивших название предметных, [Происходит осознание назначения предмета и усвоение способа его применения.
Усвоение способа действия с предметом в процессе ориентировочной деятельности самих детей иногда подсказывается взрослым в совместной деятельности с ребенком. Этот процесс является важным побудительным фактором развития личности ребенка, приводит к осознанию (еще неполному и неточному) собственных возможностей, вызывает стремление к известной независимости от взрослого. «Я сам»,―заявляет он.
Таким образом, от процессуальных действий манипулятивного характера ребенок переходит к игре с предметами, которые в ходе ее постепенно осознаются им, и действиям, которые приводят к простой, но уже выделенной в сознании цели.
Стремление ребенка сделать что-то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности. В первых попытках ребенка действовать самостоятельно развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициатива, ребенок впервые испытывает напряжение физических сил и разума.
Витя (3 года) идет по дорожке. Он производит движения лопаткой, как бы расчищая снег, хотя дорожка чистая. Процессуальный характер деятельности ребенка в данном случае представляет примитивную игру. Пусть цели в этом действии н нет, но оно полезно: в нем ребенок подражает старшим, учится держать лопатку, производит нужные при сгребании снега движения. Когда воспитатель указывает ребенку на то место дорожки, где снег не расчищен, и предлагая расчистить ее, Витя старательно выполняет задание, в деятельности ребенка появляется цель.
На другой день Витя берет лопатку и очищает снег со ступенек веранды, потом со столика на участке. Воспитатель поощряет мальчика. Ребенок может еще много раз вернуться к процессуальным действиям, особенно когда он получает новый материал или инструмент.