Общий труд

По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоение правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (

Воспитание дошкольника в труде » Организация труда Общий трудПо мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоение правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т.е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог переходит к более сложным задачам. Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам груда. Эти задачи наиболее успешно решаются в коллективном труде детей. В детском саду используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда («Чего один не сделает ― сделаем вместе»), убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества («Мы все вместе работали», «Вместе работали ― много дел успели выполнить» и т.д.).

Особенности общего труда рассмотрим на примере. Детям , поручено убрать стеллаж с игрушками. Но для этого нужно вымыть резиновые и пластмассовые игрушки, протереть кукольную мебель, вытереть полки. Значит, чтобы выполнить задание, нужно распределить работу между участниками, в процессе работы не отставать от других, всем вместе отвечать на результат. Для того чтобы каждый из детей смог закончить работу приблизительно в одно и то же время, необходимо равномерно распределить задание между ними. Эти особенности организации дают возможность включить детей в одно общее дело, формировать у них представление о коллективном характере труда непосредственно в собственной практике; эти задачи становятся главными для педагога.
Он разъясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Дети не только слушают разъяснения педагога, но и сами в собственной практике убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела. Воспитателю важно здесь не допустить возникновения споров детей из-за того, кто лучше или хуже выполнил свое задание. Наоборот, он стремится разъяснить, что замечания друг другу нужно делать в корректной форме, лучше посоветовать, как исправить ошибку, как ее предупредить. Все это способствует формированию положительных взаимоотношений.

В общем труде создаются благоприятные условия- для воспитания у детей ответственности не только за себя, но и за товарищей, умения подчинять свои желания требованиям группы.

Приведенный выше пример уборки стеллажа (пли подобно ему ― уборка кукольной квартиры)―возможный вариант объединения в труде нескольких детей с разделением обязанностей между ними.

Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй половине года. Он имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, объединяющее содержанием работы от 3 до 5―6 участников.

Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Расширяющийся опыт работы в небольшом коллективе позволяет воспитателю формировать, детей первые навыки самоорганизации общей деятельности, умение самостоятельно разрешать возможные недоразумения,., в процессе ее.

Такие объединения включают обычно от 3 до 6 участников. Количество детей, которым дается общее поручение, зависит от многих обстоятельств: от объема порученного дела, от содержания труда, от уровня умений и т.д. Однако следует подчеркнуть, что большее количество детей для выполнения одного задания нецелесообразно, ибо мм трудно будет договариваться и решать всякого рода вопросы, возникающие в ходе работы.

Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, воспитатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, упражняется в показанных приемах, тем самым приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают договариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, убеждают товарищей в справедливости или несправедливости того или иного предложения, совета, совместно приходят к общему решению. ,,!Л. Следует подчеркнуть еще одну особенность общего трудна: значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. И особенно важным становится объединение воспитателем всей произведенной работы в общий итог, где самым главным будет выделение коллективности в выполнении предложенного дела: «Как хорошо потрудились! Ми кто не отставал, все старались, дружно работали! А как весело было трудиться всем вместе! Как говорится в стихотворении В. Маяковского: «Чего одни не сделает ―сделаем вместе!» Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда, создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения имеет большое значение дли формирования у . детей стремления к коллективной работе.  
Читайте также:

  • Во второй половине учебного года, организация поручений принимает характер …
  • Методы руководства коллективным трудом детей
  • Коллективный труд
  • Совместный труд детей
  • Коллективные поручения могут принимать характер совместной деятельности
  • Просмотрено: 534 раз 26 февраля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий