Учет нагрузки на ребенка

Труд детей в детском саду ни в коей мере не подменяет труда взрослых. Так, дети расчищают участок от снега, убирают комнату, накрывают на стол и т.д. Это же выполняют и взрослые, работающие

Воспитание дошкольника в труде » Организация труда Учет нагрузки на ребенкаТруд детей в детском саду ни в коей мере не подменяет труда взрослых. Так, дети расчищают участок от снега, убирают комнату, накрывают на стол и т.д. Это же выполняют и взрослые, работающие в детском саду. Дети включаются в эту деятельность только в той мере, которая посильна для них.

Каждый педагог понимает, что объем работы, которую могут выполнить дети, незначителен по фактической значимости. Однако он оценивает результат их труда не по объему, а по тому отношению, которое дети проявили в труде: насколько они были старательны, прилежны, как откликнулись на предложение помочь няне, сумели ли довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет формирование нравственных качеств личности.
В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, ибо труд как деятельность всегда сопряжен с приложением усилий. И формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если предлагаемая детям работа будет направлена на преодоление усилий. Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок, легко справляясь с предложенным делом, не ощущает усилия; так он привыкает трудиться без напряжения. И когда нужно выполнить более сложное задание, ребенок оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы. Он оставляет работу незаконченной, интерес к ней пропадает при столкновении с малейшим затруднением.

Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи с чем у них. вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время.

Следовательно, нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать детям работу, с которой бы они справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись. Выполняя такое задание, ребенок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату. Это побуждает его в следующий раз снова к преодолению трудностей, формирует уверенность в своих силах, устойчивое внимание к делу. Поэтому воспитателю необходимо пристально наблюдать за деятельностью детей, отмечая наступление утомления, о чем нередко свидетельствует снижение темпа деятельности, появление частых остановок, моментов отвлечения, снижение интереса, а в особо нагрузочных видах труда ― покраснение лица, потливость, частое дыхание.

Видами труда, в которых в наибольшей мере чувствуется физическая нагрузка, являются уборка снега и вскапывание земли (для детей старшего дошкольного возраста). Так как возможности детей еще очень ограничены, воспитателю следует научить их приемам работы, которые бы помогли им в короткий срок достичь необходимых результатов. Прежде всего надо учить детей планировать работу (определять, куда сгребать снег, сколько брать его на лопату, на какое расстояние от вскопанной земли отступать всякий раз и пр.). Не имея этих навыков, дети часто не получают ощутимого результата; они работают, но непоследовательно: то в одном месте погребут, то в другом, а участок остается заснеженным. Или: взял ребенок на лопату слишком большой ком и не в состоянии поднять его. Поэтому важно приучать детей при сгребании снега держать определенное направление, указывая: «Будем грести снег все с разных сторон, но к этому дереву» или «Расчистим дорожку от середины к краям» и т.д. Взрослый может предварительно провести центральную дорожку (допустим, в случае, когда выпало много снега и детям трудно будет откидывать снег в одну сторону), от которой они будут разгребать снег направо и налево. (Детям рекомендуется сгребать только свежевыпавший снег, ибо расчистка слежавшегося снега им не по силам.)

Организуя труд детей на огороде, следует помнить, что дошкольникам посильно вскапывание только рыхлой земли, незатоптанной, ежегодно перекапываемой. В тех детских садах, где на участке можно разбить огород (из нескольких гряд), зимой на месте гряд воспитатели вместе с детьми устраивают «снежные лабиринты»: снег сгребают с междурядий на гряды, на которых постепенно вырастают валы. В таком случае дети уже не затаптывают гряды, а используют дорожки между ними как лабиринт.

В практике можно наблюдать недостаточный контроль за детьми, участвующими в труде. Воспитатели часто полагаются на детей: устанут ― перестанут работать. Однако большая увлеченность детей работой, желание получить порой больший по сравнению с другими результат часто приводит к тому, что ребенок, перенапрягая свои силы, быстро утомляется.

Утомление вызывается интенсивностью труда, темном и длительностью работы. Интенсивность нередко зависит от наличия умений и навыков. Так, в период, когда ребенок только еще овладевает необходимыми умениями, он часто останавливается, приспосабливается к данному труду, слушает объяснения воспитателя, наблюдает за работой товарищей. Такие перерывы служат некоторым отдыхом от физической нагрузки, интенсивность труда оказывается невысокой, и его продолжительность меньше влияет на наступление утомления. Ребенок, овладевший необходимыми навыками, может работать очень энергично, затрачивая гораздо больше физических сил по сравнению с другим, который хотя и имеет навыки, но работает вяло, часто отвлекается. Поэтому интенсивность труда у детей оказывается различной.

Особого внимания требуют к себе легковозбудимые дети; они начинают обычно работать в быстром темпе, но через короткий промежуток времени останавливаются, отвлекаются от дела. Замечания взрослого действуют на них отрицательно: они плачут, проявляют негативизм, и, наоборот, поощрение Побуждает их действовать более сосредоточенно, а разъяснение того, что надо работать спокойнее, не спеша, помогает нормализовать темп их деятельности.
Некоторые дети требуют к себе внимания по другим причинам: энергичные и инициативные, они работают в очень высоком темпе, не отвлекаясь и не останавливаясь. Несмотря на явную усталость, они отказываются прекращать работу или отдыхать, -Надо стремиться снизить темп их деятельности или ограничить ее продолжительность. Другие дети работают медленнее, хотя и не отвлекаются, их следует учить работать энергичнее.

Учет особенностей деятельности детей поможет воспитателю руководить процессом труда, создавая у них желание прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в бодром равномерном темпе. При этих условиях нагрузка в труде становится для детей наиболее соответствующей силам и особенностям детей.

Формируя правильные навыки работы со снегом и по вскапыванию земли, надо организовывать труд детей так, чтобы в нем участвовало несколько детей. При этом создается возможность менять характер их работы, например: сначала одни сгребают снег, другие накладывают его. на санки, третьи увозят к месту постройки. Через 8―10 минут дети меняются местами. Это позволяет дать отдых тем, кто сгребал снег, переменить деятельность каждого, что служит некоторым отдыхом.  
Читайте также:

  • Пример взрослых вызывает у детей желание трудиться
  • Условия успешной организации совместного труда детей и взрослых
  • Специфика труда детей в природе
  • Виды труда дошкольника
  • Что же представляет собой умственная нагрузка, которая предлагаться детям н …
  • Просмотрено: 314 раз 26 февраля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий