Воспитание дошкольника в труде » Организация труда
В течение года навыки организации деятельности значительно совершенствуются. Если в начале учебного года воспитатель сам подбирает оборудование, привлекая себе в помощь детей и объясняя и показывая им, как все надо делать, то в конце года, при условии, что такая работа проводится систематически, дети становятся более самостоятельными, и воспитатель больше внимания уделяет не вопросам организации работы, а формированию у них навыков самоконтроля. Это позволяет ему успешно руководить коллективным трудом всей группы.
Руководя коллективной деятельностью детей, воспитатель обязательно обращает внимание на характер взаимоотношений между ними: как обращаются между собой, нет ли проявлений
грубости, нетактичности.
Объединяя детей в группу для выполнения общего задания, воспитатель учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, регулирует детские взаимоотношения, опираясь на лучшие стороны каждого из детей.
В течение года дети должны приобрести достаточный опыт коллективной трудовой деятельности: научиться справедливо договариваться о распределении работы, тщательно выполнять свое задание, чувствуя ответственность перед участниками общего дела, оказывать помощь сверстникам, проявлять доброжелательность к ним.
Индивидуальные поручения имеют место и в старшей группе. Необходимость в них возникает в том случае, если ребенок не овладел определенными навыками, не может себя контролировать, не сосредоточен, легко отвлекается. Воспитатель заинтересовывает его каким-либо делом. Если ребенок не имеет соответствующих навыков работы, воспитатель показывает, разъясняет; если он нерешителен, робок — ободряет, поддерживает.
В повседневной жизни детского сада нередко возникает необходимость в незапланированных индивидуальных поручениях: пришли с прогулки — надо собрать варежки и положить их в сушилку; подготовили игрушки для починки — надо отнести их к столяру и т. д. В таких ситуациях воспитателю необходимо быстро решить, кому поручить эти задания. Важно, чтобы каждый из детей выполнял подобные поручения. Естественно, методы руководства при этом будут разными: если поручение выполняет дисциплинированный и инициативный ребенок, ему можно предоставить большую самостоятельность; нерешительному, неуверенному в себе ребенку потребуется поддержка, одобрение, а за неорганизованным ребенком необходим тщательный контроль. Но и в последнем случае воспитателю необходимо найти повод для поощрения его действий.
Большое место в старшей группе занимает труд в форме дежурств по столовой. Навыки детей, необходимые для этой работы, стали прочнее, поэтому появилась возможность уменьшить число дежурных. Могут дежурить двое детей, но при этом объем их работы увеличивается. Каждый из дежурных выполняет свою часть работы. Это позволяет педагогу тщательно контролировать действия каждого, закреплять навыки детей, и главное, формировать у них самоконтроль, умение достаточно быстро и в определенной последовательности выполнять свои обязанности.
При уборке посуды после еды целесообразно сочетать работу дежурных с самообслуживанием детей. Наиболее приемлема такая организация, при которой дети, закончив еду, ставят свои тарелки на середину стола горкой, а выйдя из-за стола и задвинув за собой стул, относят чашки с блюдцами на раздаточный стол. Дежурные же заканчивают уборку: относят тарелки, салфетки, складывают скатерти, сметают крошки со столов.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011