Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Если ребенок рвет книги, ломает игрушки, это свидетельствует о его безразличном отношении к тому, кто сделал для него эти вещи.
В младшей группе мы еще не можем требовать от ребенка осознанного отношения к вещам как к результату деятельности человека. Но учить бережно обращаться с игрушками, книгами возможно и необходимо. Такое воспитание нужно вести через развитие у ребенка интереса к игрушкам, книгам, природе, через обучение способам обращения с вещами, через обучение трудовым навыкам (ремонт книг и т. п.). К этому следует добавить формирование у детей представлений о необходимости беречь вещи, которые сделаны другими. Для формирования положительных взаимоотношений важно, чтобы дети бережно относились не только к результатам труда взрослых, но и к результатам труда сверстников: «Андрюша, ты уронил игрушку и не положил ее на место, а Люда только что хорошо и красиво их убрала».
Таким образом, в младшей группе у детей уже начинают складываться положительные взаимоотношения, которые являются основой зарождающегося чувства коллективизма.
Воспитание чувства коллективизма у детей пятого года жизни также проходит на фоне развития положительных взаимоотношений в совместной деятельности. Дети среднего дошкольного возраста отличаются большей, чем малыши, самостоятельностью, наличием трудовых навыков. В этот период возрастает способность осознанно воспринимать явления окружающей действительности, еще не утрачено и желание подражать взрослым, что является хорошей предпосылкой к развитию коллективных взаимоотношений между детьми (сотрудничества, взаимопомощи, умения распределить обязанности) и воспитанию у каждого ребенка чувства коллективизма как нравственного качества.
Если в младшей группе взаимопомощь носила случайный, ситуативный характер, то в средней она проявляется достаточно устойчиво. Особенности развития дошкольников пятого года жизни позволяют формировать взаимопомощь на основе таких нравственных проявлений, как сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим. В этом возрасте зарождается и ответственное отношение к трудовым поручениям.
В средней группе продолжается работа по воспитанию у детей умения считаться с интересами товарища, уважать его дела. Педагог не только замечает каждое положительное проявление во взаимоотношениях детей, но и делает его достоянием всей группы.
Саша и Люба подметают веранду. У Любы сломался веник. Саша, заметив это, отдал ей свой, а поломанный поменял на другой и продолжал подметать. Когда дети закончили работу, воспитатель, оценивая се качество, подчеркнул: «Саша, я заметила, как хорошо ты поступил: помог Любе и работу вы закончили дружно и быстро».
Оценка педагога, выраженная в такой форме, позволила ребенку почувствовать радость от своего поступка, утвердиться в правильном поведении.
Постоянное внимание воспитателя к проявлению положительных взаимоотношений приводит к тому, что и дети начинают замечать такие проявления. Чтобы закрепить умение видеть хорошие поступки, педагог иногда предлагает дошкольникам рассказать о хорошем поступке товарища. Во время такой беседы дети с помощью воспитателя вспоминают, кто оказал помощь другому, кто проявил сочувствие. Обобщая рассказы, педагог старается подсказать детям и другие возможные способы проявления доброжелательных взаимоотношений: «Дима правильно сделал, сказав Зине, куда упала ее варежка, но было бы еще лучше, если бы он сам ее поднял». Или: «Коля, в следующий раз ты не раскладывай за Олю ложки, а научи ее делать это так же красиво, как умеешь сам».
Так, постепенно у детей формируются представления о разных способах оказания помощи друг другу.
Действия по экологическому тюнингу — ликвидация запаха дыма, система экобезопасности, бесфильтровые технологии, свежесть воздуха, установка экосистем в подвалах, частных домах, гостиницах, ресторанах и т.д.
Читайте также:
Просмотрено: 341 раз 21 августа 2010