Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде В детских дошкольных учреждениях уделяется большое внимание воспитанию у детей эмоционально-положительного отношения к труду. Процесс этот зависит от развития моральных представлений дошкольников.
При формировании у детей моральных представлений о труде необходимо учитывать, что на развитие эмоционально-положительного отношения к труду большее влияние оказывают их знания об отношении людей к труду, чем о процессе труда, орудиях производства. При этом сами условия формирования представлений должны вызывать у ребенка определенное отношение к труду. Одним из таких условий является эмоциональный фактор.
В дошкольном возрасте дети уже усваивают некоторые представления о морали, о том, что нужно уважать труд взрослых, бережно относиться к результатам их труда, что окружающим нужно помогать в труде, добросовестно выполнять трудовые поручения, быть трудолюбивым. Однако каждое из понятий (уважение, трудолюбие, добросовестное отношение к труду и т. п.) для ребенка абстрактно до тех пор, пока оно не воплотится в конкретные образы и поступки людей, события окружающей действительности. До тех пор пока ребенок не поймет, не почувствует, какое конкретное содержание стоит за каждым этическим понятием, нельзя утверждать, что его представления о морали достаточно развиты.
Дошкольники получают первые представления о трудолюбии и лени, знают по сказкам, что лень наказывается, что ленивый часто попадает в смешное положение, теряет все, к чему стремился. Народные поговорки и пословицы о труде, с которыми знакомится ребенок, формируют у него представления об отношении к труду. От родителей и других взрослых он узнает о том, как нужно относиться к труду, каким быть в труде, т. е. получает определенные моральные представления, связанные с деятельностью. Несмотря на это, с одной стороны, моральные представления у детей зачастую неточны, недостаточно развиты или вовсе отсутствуют, что отрицательно сказывается на их нравственном развитии, с другой — даже достаточно высокий уровень моральных представлений о труде не всегда соответствует поведению детей, их поступкам. Очевидно, причину таких противоречий нужно искать в том, какие средства, методы и приемы использовались при формировании у детей моральных представлений, способствующих развитию у них эмоционально-положительного отношения к труду.
Развитие моральных представлений о труде тесно связано с развитием у них умения оценивать работу другого и свою собственную. Правильная оценка свидетельствует о наличии у ребенка моральных представлений, связанных с трудом.
К концу дошкольного возраста ребенок оценивает свои поступки, поступки и нравственные качества окружающих его людей с точки зрения тех норм и правил, которые он усвоил, о которых имеет четкие представления.
Читайте также:
Просмотрено: 358 раз 18 августа 2010