Или при организации труда вне занятий должны, с одной стороны, активизировать трудовую деятельность детей, с другой — приводить к прочному закреплению трудовых и организационных навыков и умений. Это формирует инициативность, ответственное отношение к делу.
Старшие дошкольники проявляют инициативу в выборе цели труда, в составлении более рационального плана работы по реализации коллективного трудового задания.
Обычно дети шестилетнего возраста к концу учебного года становятся активными, успешно справляются с трудовым заданием, умеют самостоятельно решать организационные задачи.
По мере того как дошкольники овладевают разнообразными трудовыми навыками, воспитатель предоставляет им большую самостоятельность и в постановке цели, и в выборе способа ее достижения, и в нахождении материала.
Педагог чаще начинает ставить перед ребенком вопросы типа: «Как еще можно сделать?», «Что еще можно сделать?», «Придумай, как оформить поделку», «Придумай свое, чтобы не было похоже на сделанное ранее другими».
Активность и самостоятельность детей в процессе трудового обучения заметно повышаются, если они осознают важность и полезность того, что делают, видят результат деятельности. Поэтому нужно так формулировать цель труда, чтобы она имела нравственный оттенок: не просто научимся убирать кубики, складывать правильно одежду, а научимся убирать кубики, чтобы в группе был всегда порядок; научимся складывать и вешать правильно одежду, чтобы она не портилась и всегда выглядела опрятно. В этом случае сама работа и получаемый результат вызывают у детей интерес, побуждают к целенаправленной деятельности, широкому использованию своих умений в разных ситуациях.
Желательно применять в процессе трудового обучения старших дошкольников дидактический материал (игры типа «Покажи и расскажи»). Можно проводить дидактические игры-занятия. Например, ребятам предлагаются карточки с неполными данными. Это заставляет их самостоятельно решить, какого действия нет, где нарушен логический порядок, проявить сообразительность и восстановить «технологический процесс» в его последовательности.
С воспитанием у детей умения планировать свою деятельность формируются и их организаторские качества. Особенно наглядно это проявляется при организации собственного, индивидуального труда, а у некоторых детей и при совместной работе со сверстниками. Ребенок-организатор старается побудить товарищей к выполнению определенных действий, «заставить» подчиниться своим требованиям. Если это делается корректно, то взрослый поддерживает ребенка.
С приобретением трудовых навыков и организационных умений формируется интерес к труду, желание выполнять работу, результатами которой будут пользоваться окружающие люди.