Особенно тогда, когда вместе с детьми трудятся родители, сотрудники детского сада, пионеры и школьники (субботники, труд на огороде детского сада, устройство спортивной площадки и др.). Для детей такая коллективная работа — настоящий праздник. Они долго вспоминают, как работали вместе со взрослыми, отражают в своих рисунках особенно запомнившиеся эпизоды.
Использование воспитателем в процессе труда игровых приемов, потешек, считалок, песенок, загадок повышает эмоциональное состояние детей. Во время коллективной работы хорошо включить бодрую, веселую музыку, и тогда повседневный хозяйственно-бытовой труд, даже мало интересный по содержанию, воспринимается по-другому.
Использование указанных приемов поддержания эмоционально-положительного настроя в процессе труда наряду с обучающими методами делает трудовую деятельность процессом радостным, интересным и желаемым, способствует воспитанию положительного отношения детей к труду.
Показатель завершения трудового процесса — результат. Какие же методы педагогического руководства использует педагог, чтобы вызвать у ребенка удовлетворение, радость от исполненной работы? Прежде всего это оценка, которую воспитатель дает по-разному. Отмечая качество достигнутого результата, он анализирует, почему так хорошо получилось, чему надо еще поучиться, чтобы сделать работу в следующий раз еще лучше. В воспитательном отношении эффективно использование при оценке результата работы метода сравнения: «Было грязно, а сейчас стало очень чисто. Приятно находиться в такой группе, играть и заниматься».
Высокую оценку получают дети, которые проявляют во время работы внимание друг к другу, оказывают помощь по личной инициативе, вежливы со сверстниками, умеют дружно работать вместе с товарищами. В ходе оценки важно придать общественное значение любому достигнутому результату труда, а иногда привлечь к оценке того человека, для которого дети трудились. Если, к примеру, в отсутствие малышей старшие дети привели в порядок их участок (подмели его, наносили песок, украсили веранду и т. д.), хорошо если их труд оценит воспитатель младшей группы. Он благодарит их за помощь, так как малышам трудно делать такую работу, они еще многое не умеют, им тяжело носить песок так далеко. Малыши тоже благодарят старших товарищей за помощь. Такая оценка вызывает у детей большое удовлетворение, и они непременно вновь предлагают свою помощь взрослым, просят позвать их, когда будет нужно, т. е. проявляют готовность опять включиться в труд.