Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Дети пятого года жизни действуют более целенаправленно в отличие от младших дошкольников. У них уже наблюдается активный переход от совместной деятельности со взрослым к самостоятельной. Активный переход к самостоятельной деятельности связан с приобретением опыта при овладении различными самостоятельными действиями, освоении отдельных операций в разных видах продуктивной деятельности. Это важно для нравственно-трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Вместе с тем в процессе нравственно-трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста встречаются и новые трудности, которые обусловлены их возрастными особенностями. Это низкий уровень самооценки, самоконтроля, организационных навыков и культуры деятельности в целом. Дети не всегда умеют соотнести свои возможности с предстоящей деятельностью. Учитывая эти трудности, воспитателю следует ориентироваться в работе на положительные особенности этого возраста, помогающие воспитанию детей в труде: желание действовать, стремление к самостоятельному выполнению заданий, активность. При выполнении заданий детьми этого возраста процент достижения цели вдвое выше, чем у малышей. Дети среднего дошкольного возраста могут уже довольно объективно оценивать поступки товарищей и с уважением отзываться о них. Они переживают вместе со сверстниками их успехи и неудачи, проявляют различные формы взаимопомощи; большинство детей (более 90%) отличают игру от труда. По сравнению с малышами трудовая деятельность у детей пятого года жизни приобретает большую самостоятельность, хотя пока она имеет не столько творческий, сколько исполнительский характер. Уровень организационных умений и культуры деятельности этих детей еще низок. Поэтому инициатива в организации трудовой деятельности по-прежнему принадлежит взрослым: чаще всего ставит цель педагог, он же помогает установить последовательность операций, достичь намеченного результата. Участие взрослого в труде (совместный труд) пока остается одним из ведущих в руководстве трудовой деятельностью. При выполнении заданий, связанных с самообслуживанием и хозяйственно-бытовым трудом, дети проявляют самостоятельность, чему в большой степени помогает опыт, приобретенный в младшем дошкольном возрасте.
При выполнении трудовых поручений можно обнаружить все структурные компоненты труда, свидетельствующие о целостности трудового процесса. Но несмотря на это, воспитатель порой сталкивается со случаями отказа от выполнения того или иного задания. Иногда этот отказ обусловлен избирательным отношением к содержанию труда. Например, ребенок говорит: «Я буду носить мусор, не хочу его собирать», «Я не хочу листья вытирать, буду строительный материал складывать». Бывает, что дети отказываются от работы и из-за того, что хотят быть в паре (во время дежурства и т. п.) только с определенным товарищем, объясняя: «Мы живем с Юрой в одном подъезде», «Наши мамы дружат и всегда разговаривают, когда мы встречаемся, когда вместе играем» и т. п.
Детей пятого года жизни воспитатель продолжает учить принимать цель, поставленную взрослым, участвовать в обсуждении выполняемого задания.
Любое задание, выполняемое детьми средней группы, должно контролироваться педагогом. Это позволяет ему правильно отбирать приемы и методы руководства, добиваясь при этом доведения детьми работы до конца. Особенно важен контроль при выполнении дошкольниками трудовых заданий, предрасполагающих к игре: наведение порядка в игровом уголке, уборка шкафа, стеллажа с игрушками, установка машин в гараже.
Читайте также:
Просмотрено: 237 раз 28 июля 2010