Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде В практике организации трудовой деятельности старших дошкольников часто используется такой прием воздействия, как соревнование на скорость выполнения работы. Это не всегда верно, так как способствует появлению у детей отрицательного отношения к тем товарищам по звену, из-за которых приходится проигрывать. Они отказываются работать вместе с медлительными детьми, проявляют нетерпение, раздражение, обижают их.
Дошкольники не всегда могут понять, что отставание некоторых участников общего дела связано с их недостаточными умениями или индивидуальными особенностями. В результате нарушаются положительные взаимоотношения, резко снижается качество работы.
Особенность организации совместного труда состоит и в том, что дети обращают внимание на результат работы своих товарищей. При обнаружении недостатков они стараются воздействовать на них, заставляют переделывать.
Однако способы воздействия детей друг на друга не всегда способствуют укреплению положительных взаимоотношений между ними. Воспитатель должен подсказать, как следует поступать в подобных случаях.
Обратимся к примерам.
Юля вытирает поддонники и ставит их на подоконник. Лена протирает цветочные горшки и поливает растения, а затем ставит горшки на поддонники. Лена замечает недостатки в работе Юли.
Лена. Юля, посмотри, поддонник совсем мокрый, ты, наверное, забыла его вытереть. (Юля настаивает на том, чтобы Лена поставила горшок с растением. Возникает спор.)
Воспитатель. Юля, Лена права. Ты не проверила, как вытерт поддонник, а Лена заметила твою ошибку. Всегда надо проверять, как выполнена работа, иначе можно подвести своих товарищей. Видишь, Лена не стала с тобой спорить, но ей пришлось переделывать твою работу.
Лена берет тряпку и вытирает поддонник.
Воспитатель. Лена хочет хорошо выполнить задание. А ты, Юля, правильно поступила? Разве другие должны за тебя переделывать работу?
В приведенном примере ребенок недоволен работой товарища. Воспитатель разъясняет справедливость претензий, налаживает их работу. Обобщая поведение детей в подобных ситуациях, педагог может сформулировать правило: «Прежде чем передавать работу другому, надо проверить ее качество. Сделаешь плохо — подведешь товарищей».
Следует заметить, что дети не всегда могут самостоятельно увидеть недостатки в работе товарища. Воспитатель обязан при выполнении задания показать эти недостатки.
Дети склеивают цепочку для елки. Света небрежно приклеивает кольцо и передает цепочку Ире. Та хочет приклеить кольцо к цепочке, но предыдущее кольцо отклеивается.
Ира. Я не успела взять одно кольцо, а другое уже отклеилось.
Воспитатель. Ира, верни кольцо Свете, пусть она приклеит снова Света, тебе надо работать лучше. Видишь, ты Иру подвела, ей приходится ждать тебя.
Педагог учит старших дошкольников активным способам воздействия на товарищей. Дети постепенно усваивают: если товарищ не проверил качество работы, надо посоветовать ему это сделать; если работа выполнена небрежно, потребовать исправить недостатки; если товарищ затрудняется в выполнении задания, помочь ему.
Например, Сережа, Шура и Костя работают вместе. Сережа склеивает коробочки из готовых выкроек, Шура вырезает кружочки, а Костя — квадраты. Володя раскладывает квадраты и кружочки в коробочки. Он замечает, что одна коробочка склеена небрежно.
Володя. Сережа, как ты склеил коробочку? Намазал клея мало, вот и отклеилось. В нее ничего нельзя положить. Кому захочется взять такую коробочку?
Сережа. У меня не получается.
Володя. Давай клеить вместе. Ты помажь еще клеем, а я подержу. Теперь прижми покрепче, пусть лучше приклеится.
Поведение Володи отражает усвоенные им способы воздействия на товарищей. Увидев недостатки в работе Сережи, Володя делает ему замечание, упрекая в недобросовестном отношении к работе, а следовательно, и к товарищам. («Кому захочется взять такую коробочку?») Но убедившись в том, что Сережа выполнил работу некачественно только потому, что не знал, как надо ее делать («У меня не получается»), Володя дает совет и помогает сам.
Поведение Володи в такой ситуации воспитатель использует как образец способа воздействия на товарищей, выполняющих работу по какой-либо причине некачественно.
Методические приемы воспитателя, направленные на регулирование поведения детей в их совместной деятельности, следующие:
объяснение необходимости работать качественно (не только для результата труда, но и по отношению к товарищам);
сообщение образца поведения (при плохом качестве выполненной товарищем работы) и способа воздействия;
сообщение моральных правил для положительных взаимоотношений между детьми.
Читайте также:
Просмотрено: 154 раз 27 июля 2010