Выполнение задания в коллективе. Отношение детей друг к другу во время труда

Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребенок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточ

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Выполнение задания в коллективе. Отношение детей друг к другу во время труда Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребенок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоемкой, а четвертый отстал, так как часто отвлекался. Задача воспитателя так организовать работу, чтобы дети закончили ее примерно в одно время. Если педагог предлагает помочь ребенку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи: «Нельзя оставлять друга в беде», «Товарищи всегда должны помогать».

Часто дети, оказывая помощь товарищам, фактически выполняют работу за них, поэтому важно научить детей помогать друг другу советом, показом, совместным действием. Например, Оля медленно склеивает цепочку для елки. Сережа уже закончил свою работу и предлагает помочь. Девочка отдает ему полоску бумаги, и он начинает делать цепочку. Воспитатель, обращаясь к мальчику, говорит: «Сережа, это не помощь. Ты все за Олю делаешь сам, она так не научится склеивать цепочку. Ты ей лучше покажи, подержи лист бумаги, а когда она будет отрезать полоску, тогда ты ей поможешь». Педагог добивается, чтобы дети поняли, как надо помочь товарищу, и осознали, какая помощь принесет пользу.

Если несколько ребят выполняют одинаковые задания и кто-либо из них затрудняется, то воспитатель предлагает: «Таня, покажи Алеше, как надо выполнять работу, и объясни, что сначала делать, а что потом». Таня, обращаясь к Алеше, говорит: «Ты смотри, как я делаю, и сам так же делай. Согни здесь, а теперь вот так поверни» (показывает на своей выкройке, как надо ее складывать).

В тех случаях, когда причиной отставания отдельных детей является неравномерный объем работы, следует рекомендовать им привлекать товарищей, чтобы совместно выполнить задание.

Некоторые дети работают медленнее других, но стремятся сами завершить дело. В таких ситуациях воспитатель должен разъяснить ребятам, что не надо торопить товарища, подгонять его, лучше немного подождать, а в это время заняться каким-либо другим делом. Но если нет возможности ждать отстающего, следует обязательно объяснить ему, что он задерживает весь коллектив и поэтому не должен отказываться от помощи.

Иногда отставание отдельных детей вызвано их нежеланием трудиться, невнимательным отношением к делу. В данном случае совершенно неправомерно организовывать помощь отстающим. Нужно обратить внимание дошкольников на этот факт: «Все закончили работу, а Таня и Коля не успели, всех подвели. Так поступать нельзя, это не по-товарищески». Неуспевающие дети видят отрицательную реакцию со стороны товарищей и начинают понимать, что поступили плохо.  
Читайте также:

  • Методы и приемы руководства трудом детей всей возрастной группы
  • Урегулирование отношений между участниками
  • Соревнования на скорость при выполнении работы
  • Обучение детей правилам распределения обязанностей
  • Если воспитатель учит детей распределять обязанности в совместном труде, то …
  • Просмотрено: 235 раз 26 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий