Воспитание дошкольника в труде » Организация труда Трудовые поручения ребенок выполняет в течение дня довольно часто. Педагог в любое время может найти нужное и полезное дело как индивидуально каждому ребенку, так и всей группе детей в целом.
В практике воспитания поручения чаще организуют в первую половину дня, В утренние часы (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Объясняется это большей занятостью педагога в первую половину дня. Воспитатель периодически привлекает детей к выполнению поручений с различными целями: закрепить имеющиеся трудовые навыки, формировать новые умения, связанные с содержанием задания.
Привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений рекомендуется очень рано, уже с 1,5―2 лет. В маленьких и доступных ребенку заданиях: «Пойди посмотри, какой домик построил Коля», «Посади куколку на стул», «Дай Вове мяч» ― содержатся определенные указания воспитателя, которые побуждают ребенка к целенаправленным действиям, приучают его к послушанию, формируют умение выполнять требования взрослого.
Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно-бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского.
Поручения детям младших групп преимущественно индивидуального характера: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять носки, которые случайно уронил другой ребенок, положить их на место; помочь вынести на участок ведерко с совками, собрать игрушки перед уходом с прогулки; раздать карандаши для рисовании; смести с лавочки песок (воспитатель показывает, как это делать) и т.д. Проследим, как, например, можно распределить в режиме дня индивидуальные и коллективные задания детям в средней группе детского сада (возрастная ступень, на которой поручения особенно распространены).
Большее число поручений индивидуального характера и приходятся на первую половину дня. В старших группах детского сада поручения продолжают играть большую роль, однако важное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных, и к самообслуживанию. Особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени (о них будет подробнее сказано ниже). Повышаются требования и к качеству выполнения поручений, они теперь носят общественный характер: помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада (завхозу, дворнику и др.), нуждающимся в их помощи.
Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.
Примерный перечень поручений детям каждой возрастной группы дан в «Программе воспитания в детском саду» (для младших групп он представлен в разделе «Воспитание гигиенических навыков, самостоятельности и трудолюбия», для средних и старших (дети 5 ― 7 лет) ― в разделе «Труд»). Содержание способы действий. Это достигается посредством подробного объяснении, мотивации того, что малыш делает или будет делать. Воспитатель поясняет: «Ты положи носик лейки на край цветочного горшка и поливай, Тебе не будет так тяжело держать лейку, и не будут брызги разлетаться».
Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль воспитателя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания целесообразно перейти «словесному напоминанию: достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях. Постепенно активизировать детей вопросами: «С чего начнешь делать? А ты знаешь, где у нас находятся лейки? Сколько воды лить в этот цветок? Сколько корма надо насыпать рыбкам? Что мы делаем перед тем, как высыпать его в кормушку?» И т.п. Вопросы воспитателя должны быть направлены на то, чтобы дети уяснили или вспомнили способы выполнения поручения. Содержание вопросов должно быть индивидуальным, учитывать возможности каждого затруднения ребенка при выполнении задания.
Воспитатель может давать индивидуальные поручения не одному, а нескольким детям. Подобная организация поручений возможна тогда, когда дети уже имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного вмешательства и внимания педагога. При этом воспитатель показывает несложные приемы работы всем детям одновременно. Например, поручает четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики. Каждый вытирает один стул. Педагог разъясняет приемы работы: как следует держать тряпочку, какой влажности она должна быть, напоминает последовательность действий.
Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них социальных мотивов деятельности ― мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно, повышая требования к детям, к их индивидуальной трудовой деятельности, усложняя поручения. Важна также оценка содержания этой деятельности.
Сначала воспитатель добивается лишь эмоционально-положительного отношения к трудовому поручению. Это осуществляется чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отозвался помочь взрослому, правильно выполнил задание, добился результата. По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, необходимо добиваться более осознанного отношения к трудовым заданиям взрослых, полезности выполняемого дела. «Хорошо, что ты решил помочь мне, вместе быстро приготовили все к занятию».
Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.
Инициативу в труде дети проявляют в тех случаях, когда воспитатель умело переходит от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов выполнения. С помощью вопросов педагог постепенно приучает детей обращаться к своему опыту, вспоминать, что научились делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может проявить инициативу. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями, ремонт книг и др.), трудом в природе.
Проявлению инициативы детей в труде, особенно на пятом году жизни, во многом способствуют поручения, даваемые воспитателем задолго до их выполнения: что-либо сделать, но после завтрака, обеда, игры, сна и т.д. При этом педагог предлагает ребенку напомнить ему об этом: «Сережа, у нас времени мало, а вот после сна напомни мне. Я тебе поручу очень нужное дело. Хорошо?» Обычно ребенка очень радует доверие воспитателя.
В младшей и средней группе особенно важно замечать детскую инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым. Отсюда необходимо, чтобы поручения не заглушали детское желание участвовать в труде. Воспитатель иногда называет дела, которые дети могли бы выполнить, не ожидая указаний взрослых: увидел, что валяется вещь, игрушка,― подними, положи на место; вошел в группу взрослый ― предложи стул; увидел, что кому-то трудно нести, поднять, подвинуть,― помоги и т. д. Напоминания воспитателя о делах, нужных для всей группы, позволяют детям увидеть, что они могут делать по собственной инициативе. Если дела не делаются по собственному почину ребят, воспитатель может вновь напомнить о предстоящей работе, точно указать, где и когда они могли бы что-то сделать. («Если хочешь покормить животных, сменить воду им, полить клумбу, огород, напомни мне об этом на прогулке».)
Детям 3―5 лет сложно определить предстоящую работу, когда воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что надо сделать. В подобных ситуациях особенно важно поощрение стремления ребенка трудиться, его инициативу следует подчеркивать и оценивать особо: «Олег очень внимательный, аккуратный мальчик. Он увидел возле кормушки разлитую воду и вытер. Он поступил правильно».
В оценке труда, достигнутых результатов на младших ступе поручений, а также и требования к самостоятельному и качественному их выполнению постепенно усложняются.
Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством нравственного воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу: например, педагог планирует закрепить еще не прочные трудовые навыки ребенка, изменить его отношение к данной работе или познакомить с новым содержанием труда. Часто в практике опытных педагогов имеются поручения, решающие довольно специфические задачи воспитания дошкольников. Например, ребенок не знает, чем заняться. Воспитатель дает другому ребенку вожжи и просит: «Спроси Андрюшу, не хочет ли он поиграть с тобой в лошадки».
Часто поручения даются с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия, помочь ему найти полезное дело: «Андрюша, посмотри, как дети песок собрали; возьми, пожалуйста, флажок и прикрепи его к самой вершине, затем поправь лопаткой песок». «Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети могли сидеть».
Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен прежде всего их содержанием. Определение содержания поручения зависит от интересов и склонностей воспитателя, от условий жизни детского сада и группы, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении и, конечно, географических условий. Содержание поручений определяется также педагогическими принципами организации труда детей: посильностью, педагогической -целесообразностью, способами действий, их количеством и сложностью, т.е. тем, что оказывает воздействие на достижение ребенком конечного результата. От количества действий, трудовых операций зависит сложность задания. Иногда одно и то же поручение можно усложнить или облегчить в зависимости от возраста ребенка, его умений и готовности справиться с порученным делом. К примеру, воспитатель предлагает поставить подставки с цветными карандашами на четыре стола. Для выполнения такого поручения от ребенка требуются четыре одинаковых действия (если ставить на стол по одной подставке). Такое довольно простое поручение по содержанию и действиям посильно для ребенка любого дошкольного возраста. Но если ему предлагают выбрать и поставить в стакан отточенные карандаши, затем раздать их, то здесь требуется больше усилий, больше способов действий, они сложнее по качеству (найти нужный карандаш и поставить в стакан). Кроме того, необходимы определенные знания, какими карандашами можно рисовать, а какими нельзя ― они не заточены. Это вызывает у детей, особенно младшего дошкольного возраста, трудности. Они начинают в подобных случаях обращаться к воспитателю с вопросами: «Этот карандаш куда класть? Им можно рисовать?» Естественно, что при таком процессе выполнения поручения результат будет достигнут несколько позднее. [s][/s]
Читайте также:
Просмотрено: 1046 раз 26 февраля 2010