Что же представляет собой умственная нагрузка, которая предлагаться детям на занятии?

Прежде всего, это содержание и объем знаний или умений, которые должны быть усвоены на конкретном занятии. Если детям предлагается материал хорошо известный, не требующий сосредоточенности,

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Что же представляет собой умственная нагрузка, которая предлагаться детям на занятии? Прежде всего, это содержание и объем знаний или умений, которые должны быть усвоены на конкретном занятии. Если детям предлагается материал хорошо известный, не требующий сосредоточенности, произвольного внимания, если его объем недостаточен, то деятельность, в которой происходит его усвоение, не вызывает необходимости мобилизации волевых усилий: дети легко достигают успеха, но при этом у них не формируется опыт напряженной деятельности.

Следовательно, если содержание заданий не вызывает напряжения, ребенок не прикладывает физические и волевые усилия, у него складывается неправильное представление о деятельности на занятиях, он оказывается не в состоянии мобилизовывать волю, заставить себя преодолеть возникшие затруднения. Такое положение снижает качество подготовки детей к обучению в школе. Переступив ее порог, ребенок сталкивается с трудностями, с которыми он не привык справляться. Более того, сложившийся отрицательный опыт затрудняет формирование у детей представлений об обязательном и точном выполнении заданий, ответственности за качество результата.

Таким образом, на занятии детям должен предлагаться материал, содержащий в себе достаточные трудности. Они могут быть связаны с освоением нового приема работы, характером вопросов, объемом содержания. Преодолевая их, ребенок мобилизует волю, добивается результата, что вызывает у него радость успеха. Это побуждает его и в дальнейшем не бросать работу при столкновении с трудностями, формирует правильное представление о работе, связанное с наличием волевых усилий, радостью достижений. Так учение становится средством формирования нравственно-волевых качеств.

В то же время не следует допускать перегрузки в занятиях. Чаще это связано с новым или сложным материалом, с которым дети не могут справиться. Например, включение в содержание занятия такого объема знаний, который явно превышает возможности детей (рисование узора, содержащего много сложных элементов, которыми дети еще недостаточно овладели).

Утомительна для дошкольников и однообразная, малопривлекательная деятельность. Например, многократное пересказывание короткого рассказа, выполнение ряда упражнений, лишенных игровой формы.

Завышенный уровень трудности не только отрицательно отражается на качестве работы детей, не приводит к успеху, но и вызывает у детей неодобрительное отношение к учению, нежелание заниматься. Такого положения нельзя допускать. Необходимо формировать у них убеждение, что на занятии узнается новое, интересное, что каждый день приносит им успехи в овладении знаниями и умениями. Но для достижения успеха необходимо приложить старание, проявить аккуратность, настойчивость, внимательно слушать разъяснения педагога.

Методы формирования у детей навыка умственного труда и на его основе нравственно-волевых качеств изменяются от возраста к возрасту в связи с общим развитием дошкольников и накоплением ими практического опыта.  
Читайте также:

  • Особенности воспитания нравственно-волевых качеств на занятиях
  • Педагог обращает внимание на проявление нравственно-волевых качеств
  • Для формирования нравственно-волевых качеств большое значение имеет и урове …
  • Получение качественного результата полностью зависит от предварительной раб …
  • Трудовое обучение и его влияние на формирование нравственно-волевых качеств
  • Просмотрено: 151 раз 16 августа 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий