Педагог может обсудить с детьми вопрос о трудоемкости каждой операции предварительно, до распределения работы

Так, обращаясь к детям, которым поручено совместно высаживать рассаду цветов на клумбу, он говорит: «Вы научились высаживать рассаду на клумбу, умеете это дело выполнять вместе: один готовит

Воспитание дошкольника в труде » Нравственное воспитание в труде Педагог может обсудить с детьми вопрос о трудоемкости каждой операции предварительно, до распределения работы Так, обращаясь к детям, которым поручено совместно высаживать рассаду цветов на клумбу, он говорит: «Вы научились высаживать рассаду на клумбу, умеете это дело выполнять вместе: один готовит ямки, другой переставляет коробочки с рассадой с носилок к ямам, двое прикапывают рассаду в землю. Но готовить ямку быстрее, чем ставить коробочку с рассадой на клумбу. Давайте попробуем распределить работу так, чтобы у каждого дел оказалось поровну, чтобы никто не задерживал друг друга и никого не ждал. Для этого надо поручить двоим расставлять коробочки с рассадой». Так воспитатель помогает детям учитывать трудоемкость операций.

При распределении работы в звене иногда дети-инициаторы выбирают для себя более интересное дело. Остальные могут согласиться с таким положением. Но если кто-либо тоже захочет выполнять дело, уже выбранное другим ребенком? Как следует поступить воспитателю? Как разрешить возникший спор? Педагог убеждает детей: «Кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Зато в следующий раз вы должны будете уступить ему. Так будет по-товарищески. Надо по очереди выполнять те или иные дела. Тогда каждый научится все делать, а всякое дело — важное и нужное».

Упражняя детей на конкретных примерах, воспитатель помогает понять, что такое справедливое распределение дел, как следует в коллективе согласовывать свои желания с желаниями других. Дети учатся в зависимости от ситуации уступать, убеждать товарищей в своей правоте, используют в качестве средств воздействия правила поведения в коллективе.

Работу дежурных в старших группах во второй половине учебного года тоже следует организовать по принципу общего труда. В таких условиях они должны самостоятельно договориться, кто какую часть работы будет выполнять. Интересно отметить, что на практике дети самостоятельно, хотя и не всегда осознанно, приобретают опыт распределения работы. Об этом свидетельствуют их ответы: «Мы никак не договариваемся. Я вижу, что Коля стал ложки раздавать, тогда я начинаю салфетки носить», «Я возьму ложки и немного их дам Боре. Когда мы раздадим ложки, начнем носить хлеб». «Я всегда раздаю ложки, а Галя носит тарелки», сказал Валерий. На вопрос педагога: «Разве тебе никогда не хочется тарелки раздавать?» — он ответил: «Хочется. Но девочкам надо уступать».

Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того или иного вопроса.  
Читайте также:

  • Обучение детей правилам распределения обязанностей
  • Распределение работы
  • Воспитатель обращает внимание детей, на качество совместной работы
  • Методика руководства коллективным трудом детей
  • Хозяйственно-бытовой труд и труд в природе организуется в форме поручений, …
  • Просмотрено: 180 раз 26 июля 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий