воспитание и развитие дошкольников, общение и здоровье дошкольников, его поведение, проблемы и творчество речь дошкольника, развитие речи и обучение дошкольников, родителям дошкольников, младшие и старшие дошкольники, нравственное воспитание дошкольников, образование и физическое воспитание дошкольников
Дошкольник Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
ТОП лучшее


Развитие и воспитание дошкольников

Анализ педагогического опыта должен отвечать ряду требований:

1.Анализирующий (инспектор) опирается на руководящие принципы, исходные положения теории. Так, анализ опыта руководства играми детей предполагает глубокое знание теоретических проблем игры; анализ занятий — знания основ советской дидактики, особенностей обучения детей дошкольного возраста; анализ поведения детей, их взаимоотношений— знания задач и методов нравственного воспитания и т. д.

2.Анализ — это не простое описание, перечисление тех или иных сторон педагогического явления, а вскрытие наиболее существенного, которое может быть типичным для ряда воспитателей, ряда детских садов или характерным для одного дошкольного учреждения или даже одного воспитателя.

3.Анализ не только указывает существенные признаки явления, но и устанавливает внутреннюю связь явлений, причинную зависимость, объясняет их. Так, при рассмотрении опыта воспитателя, имеющего хорошие результаты в воспитании детского коллектива или достижения в развитии кругозора детей, в подготовке их к школьному обучению, важна не только констатация этих фактов, но и выяснение приемов, путей, которые определяют указанные достижения.

4.Анализ включает рассмотрение педагогических явлений, педагогического процесса в развитии. Поэтому для понимания особенностей работы того или иного детского сада, отдельных педагогов, ее изменений инспектору важно обращаться несколько раз к анализу достижений этого детского сада или конкретного воспитателя; полезно сравнивать иногда работу воспитателя дошкольного учреждения за ряд лет.

5.На основе анализа опыта делаются выводы, обобщения, предложения для улучшения определенных сторон педагогического процесса. Наиболее доказательными будут выводы, если рекомендации по улучшению работы затем детально прослеживаются: как они повлияли на методику, на деятельность !!!
детей, на процесс упрочения их навыков, знаний и т. д.

Обобщения делаются после известного законченного периода, но могут быть и предварительными, частичными (проведение нескольких занятий, экскурсий, прогулок, трудовых процессов).

Очень ответственным и своеобразным видом педагогического анализа является изучение и обобщение инспектором опыта работы детских садов целого района (или микрорайона). Это — плановое и систематическое ознакомление с опытом по заранее намеченным вопросам. Оно предполагает изучение однородных педагогических явлений (например, готовность детей к обучению в школе, состояние развития речи детей, усвоения математических представлений, руководство сюжетно-ролевыми играми) и обязательно сравнение, сопоставление и систематизацию полученных данных; выводы, оценивающие работу детских садов района (микрорайона) по намеченным вопросам.

Такой анализ дает возможность инспектору обобщить опыт передовых воспитателей.

Положительный опыт пропагандируется путем докладов, публикуется в газетах, журналах, отдельными книгами. Внедрение передового опыта требует обсуждения, разъяснительной работы. Недопустимо механически переносить лучший опыт одного детского сада в другой, необходимо учитывать своеобразие работы, условия, состав кадров, особенности детского коллектива каждого детского сада и его возможности. Механическое перенесение даже лучшего опыта может иногда принять характер административного навязывания педагогического шаблона.

Можно рекомендовать только творческое заимствование опыта других, применение его с учетом развития детского коллектива, конкретных условий.

Деятельность инспектора по дошкольному воспитанию как пропагандиста передового опыта можно оценивать по качеству выводов и особенно предложений в итоге инспектирования детских садов, по теоретическому и практическому обоснованию его докладов на педагогических совещаниях в детских садах, по характеру его выступлений на «Педагогических чтениях» и совещаниях дошкольных работников, по педагогическому уровню его актов и докладных о работе детских садов.

Дошкольник




Яндекс.Метрика