воспитание и развитие дошкольников, общение и здоровье дошкольников, его поведение, проблемы и творчество речь дошкольника, развитие речи и обучение дошкольников, родителям дошкольников, младшие и старшие дошкольники, нравственное воспитание дошкольников, образование и физическое воспитание дошкольников
Дошкольник Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
ТОП лучшее


Развитие и воспитание дошкольников

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие устной речи

В индивидуальной проверке, форма которой должна быть увлекательной для ребенка, выявляются умения детей выразительно читать стихотворение, правильно, в соответствии с содержанием, использовать интонацию, логические ударения, темп.

Проверяется, различают ли дети жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), особенности сюжета, композиции (сказочные повторы, зачины, концовки), изобразительно- выразительные средства художественного произведения. В ходе проверки выясняется, имеют ли дети навык запоминания средств художественной выразительности: образных слов и словосочетаний, описаний, эпитетов, сравнений.

Воспитатель читает народную сказку «Лисичка-сестричка и серый волк». Беседует по таким вопросам: чем сказка отличается от рассказа? Как говорится в сказке о лисичке? Из каких слов видно, что она хитрая? (Что она посоветовала волку?) Какие слова приговаривала лисичка? Каким показан волк? Почему он поверил лисичке?

Для выявления умения пересказывать эмоционально, логично, близко к тексту, выразительно передавать диалоги, меняя интонацию в зависимости от характера персонажей, воспроизводить лексику, воспитатель показывает отдельные кадры диафильмов к сказкам («Хаврошечка», «Заюшкина избушка») и спрашивает, из какой сказки эпизод. Дети вспоминают сказку и пересказывают ее по кадрам диафильма, пересказывают эпизод, предшествующий изображенному на экране или следующий за изображаемым.

Для выявления умения ориентироваться в знакомом художественном тексте, способности чувствовать рифму, жанровый стиль произведения, способности придумывать образные слова, выражения даются задания: предлагается игра в «складные слова» — придумать слова, которые бы звучали складно. Воспитатель называет слово «весна», дети — «красна», «сосна» и т. п. Кто лучше и быстрее придумает рифму к заданному слову? Кто найдет слово? Педагог читает отрывки из разных литературных произведений, дети отгадывают, откуда прочитан отрывок; дается задание придумать образные слова к иллюстрациям сказки, рассказа и задается вопрос: почему названное слово подходит к сказке, а не к рассказу.

Цель следующих заданий — проверить умения придумать свои загадки (охарактеризовать предмет, поставить подразумевающийся вопрос, найти соответствующие определения к предмету), выявить умения сочинять сказки на свою тему или предложенную воспитателем, используя образную лексику, особенности композиции сказки.

Названные задания можно осуществить следующим образом. Детям раздаются картинки, изображающие цветы, птиц, животных. Предлагается придумать загадку о том, кто изображен на картинке (используется наглядный материал: фланелег- раф, настольный театр, игрушки). Дети выбирают все необходимое для творческой деятельности самостоятельно или с помощью воспитателя.

Усвоенные на занятиях навыки, дети переносят в самостоятельную деятельность. Они читают стихи, потешки, поговорки, загадывают загадки, вносят !!!
в этот процесс элемент творчества; придумывают свои загадки, рассматривают книги, пересказывают их содержание, оценивают иллюстрации, сопоставляя с текстом, играют в занятия по родному языку, оценивают выразительность чтения своих товарищей, инсценируют сказки.

Педагог создает такие ситуации, когда детям предоставляется возможность (в частности, при выполнении творческих заданий) проявить активность и самостоятельность. Он может иногда подсказать ребенку, чем ему заняться («Собери из кубиков картинку к сказке «Лиса и волк» и расскажи сказку Тане»), обратить внимание детей на новые игры, картины, книги.

В книжном уголке должны лежать не только книги, прочитанные детям на занятиях в данной группе, но и известные по предыдущей группе. Дети обращаются к ним, рассматривают иллюстрации, напоминают друг другу отдельные эпизоды, рассказывают по картинкам. Обращение к знакомым художественным текстам закрепляет их в памяти детей, рассказывание по картинкам развивает и обогащает речь. Книги служат источником игр- драматизаций. Чтобы поддерживать постоянный интерес к ним, не следует на долгое время оставлять одни и те же книги в пользовании детей.

Время от времени полезно организовывать тематические выставки иллюстрированных, знакомых детям книг, приурочив их к историческим датам, праздникам (день рождения В. И. Ленина, 8 Марта, День Советской Армии и т. д.). Воспитатель предлагает тему, остальное дети выполняют самостоятельно: называют любимые книги по данной теме, выбирают их из библиотечки детского сада, выставляют на заранее подготовленный стенд, рассматривают их, читают наизусть стихотворения, пересказывают сказки и рассказы. Выставка может вызвать у детей желание играть в музей, в библиотеку. Можно посоветовать им выбирать ведущего, экскурсовода или ответственного библиотекаря, который рассказывает о книгах и показывает их посетителям.

Продуманная работа педагога с книгой активно способствует нравственно-эстетическому воспитанию и развитию устной речи.

Дошкольник




Яндекс.Метрика