воспитание и развитие дошкольников, общение и здоровье дошкольников, его поведение, проблемы и творчество речь дошкольника, развитие речи и обучение дошкольников, родителям дошкольников, младшие и старшие дошкольники, нравственное воспитание дошкольников, образование и физическое воспитание дошкольников
Дошкольник Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
ТОП лучшее


Развитие и воспитание дошкольников

Усвоение художественных произведений дошкольниками

На занятиях по ознакомлению с художественными произведениями воспитатель учит детей понимать развитие литературного образа и средств художественной выразительности, показывает соответствие художественных средств сказочному, реалистическому, лирическому образу. Конкретный материал произведений для детей помогает им постепенно понять, что, например, образные слова, эпитеты, сравнения, применяемые в сказке, неуместны в рассказе (в основном это задачи III квартала).

Обращается внимание детей на явления действительности, отраженные в произведении. Например, перед чтением рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» дети на прогулке наблюдают за солнечными лучами. Эти наблюдения являются основой восприятия художественного образа рассказа. Предшествующий чтению опыт живого общения с природой дает возможность легче понять, осмыслить, эмоционально воспринять художественное произведение, побуждает детей выразить свое отношение к данному явлению. Побуждению к сопереживанию способствует беседа, предшествующая чтению рассказа. В данном случае — это разговор с детьми о весне, о солнце.

Усвоению художественных произведений способствует последовательность проведения занятий, развивающих художественно-речевые умения и навыки. Например, на одном занятии — ознакомление со сказкой; на втором — закрепление содержания, просмотр диафильма по этой сказке; на третьем — творческие упражнения, закрепляющие образную лексику произведения, развивающие речь ребенка; на четвертом — пересказ усвоенного произведения; на пятом — проверка и закрепление умений пересказывать, слушать товарищей, замечать неточности, оценивать пересказ.

На занятиях дети учатся выразительно пересказывать, читать наизусть.

При разучивании стихотворений важно вызвать эмоциональное отношение к содержанию, дать почувствовать образность языка, ритмичность речи. Восприятие поэзии предполагает эмоциональную активность ребенка, которая углубляется, если восприятие художественного образа чередуется с наблюдением окружающего, что помогает ребенку почувствовать красоту созданного поэтом образа. Предлагая вниманию детей стихотворение, воспитатель проводит беседу о событиях !!!
или явлениях, связанных с его созданием, затем выразительно читает его. После чтения стихотворения проводится беседа, в ходе которой педагог выявляет эмоциональное отношение детей к прочитанному; повторно стихотворение читается сначала воспитателем, затем детьми (кто запомнил). Помогает усвоению текста и способствует выразительности исполнения прослушивание грампластинок с записью произведений в исполнении мастеров художественного слова.

В старшей группе, когда дети имеют определенные навыки восприятия художественных произведений, обучение связывается с развитием творчества. Детям даются творческие задания для развития поэтического слуха, образности мышления, способности улавливать мелодичность речи.

Возможны следующие примерные типы заданий, которые даются детям на занятиях.



  1. Отгадывание загадок. Оно развивает сообразительность, наблюдательность. Дети любят не только загадывать известные им загадки, но и придумывать свои.

  2. Чтение наизусть пословиц, поговорок. Оно позволяет лаконично и образно выражать свои мысли и помогает улавливать поэтичность, мелодичность и ритмичность речи, так как пословицы и поговорки построены на созвучиях. На занятиях эти задания легко связать с основной темой.

  3. Придумывание определений к заданному слову (лес — дремучий, непроходимый, темный и т. д.).

Дошкольник




Яндекс.Метрика