воспитание и развитие дошкольников, общение и здоровье дошкольников, его поведение, проблемы и творчество речь дошкольника, развитие речи и обучение дошкольников, родителям дошкольников, младшие и старшие дошкольники, нравственное воспитание дошкольников, образование и физическое воспитание дошкольников
Дошкольник Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
ТОП лучшее


Развитие и воспитание дошкольников

Развитие связной речи у дошкольников

Обучение связной речи происходит комплексно, т. е. обеспечивается сочетание лексических, грамматических задач, воспитание звуковой культуры речи с обучением рассказыванию.

Задания лексические (по словарной работе) и грамматические (по формированию грамматического строя речи) даются при анализе литературного произведения (занятия по пересказыванию), при рассказывании по картине или об игрушке.

Например, ответы детей после прослушанной сказки «Лиса и рак» способствуют большему пониманию содержания сказки и дают им возможность отдельные слова из нее сказать по-другому. Это лексическое задание на подбор синонимической замены предложения выясняет действительное Понимание смысла сказки или рассказа, помогает обобщить содержание произведения, ярче представить характер персонажей.

Специальные вопросы расширяют словарный запас ребенка, совершенствуют пересказ текста.

На последующих занятиях по пересказу литературного произведения дети закрепляют умение передавать текст без помощи вопросов воспитателя (пересказ сказки «Петух и собака», рассказа Е. Чарушина «Лисята»).

Методика обучения пересказу предусматривает организацию коллективных форм общения детей между собой. При пересказывании можно вызвать троих, при этом дети сами договариваются о том, кто будет рассказывать !!!
первым. Они с интересом участвуют в таком совместном пересказе художественного произведения.

Такие методические приемы особенно важны для начала учебного года, когда дети получают задание пересказывать небольшие отрывки из сказки, рассказа. На одном занятии можно спросить 9—12 детей.

На некоторых занятиях предусматривается рассказ ребенка из личного опыта. Например, после пересказа произведения Н. Калининой «Разве так играют?» детям предлагают составить рассказ об ,их играх в кукольном уголке.

Передача рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» (ребенок диктует текст, воспитатель записывает) способствует совершенствованию синтаксической стороны речи: дети стараются правильно сформулировать предложения, усложнить их.

Задания педагога по обучению рассказыванию при рассмотрении картины тесно связаны со словарной работой. Вопросы, которые ставятся детям, обращают их внимание на содержание картины, на характеристику персонажей; дети учатся подбирать определения, образовывать однокоренные слова, а это влияет на последующее развитие связности их высказываний.

Например, дети рассматривают знакомую картину «Кошка с котятами». На вопрос «Какая кошка?» дети отвечают — «Пушистая, мягкая, большая». «А котята?» — «Смешные», «озорные». «Чем котята похожи?» — «Все пушистые, все маленькие, всех хочется погладить». «Как мы их различаем» Этот вопрос рассчитан на внимательное рассмотрение картины. («Один котенок рыженький, другой — с черными пятнышками, третий — серый».)

Дополнительный вопрос: «Как вы думаете, можно ли по этой картине узнать, что любит делать каждый из котят?» — побуждает детей к рассуждению: «Рыжий котенок озорной, шаловливый, он любит играть», «Серый любит молоко», «Черный любит спать, он соня».

После этого дети дают котятам имена. Первого можно назвать «Рыжик», «Шалунишка», «Озорник», «Игрун». Дети выбирают кличку «Рыжик». Второго называют «Черныш», а третьего предлагают назвать «Пушок» или «Мур-мур» (он лакает молоко, а потом будет довольно говорить «мур-мур»).

Дошкольник




Яндекс.Метрика