воспитание и развитие дошкольников, общение и здоровье дошкольников, его поведение, проблемы и творчество речь дошкольника, развитие речи и обучение дошкольников, родителям дошкольников, младшие и старшие дошкольники, нравственное воспитание дошкольников, образование и физическое воспитание дошкольников
Дошкольник Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
ТОП лучшее


Развитие и воспитание дошкольников

Формирование грамматической правильной речи у старших дошкольников

Формирование грамматической правильной речи у старших дошкольниковВ старшей группе задания и упражнения на формированиеграмматических навыков планируются еженедельно. На первый план выступают задачи совершенствования, усложнения синтаксической стороны речи, усвоения способов словообразования всех частей речи, усвоения единичных форм, исключений».

За последние годы в методике развития речи наметились следующие направления работы:


  1. Строить обучение на занятиях так, чтобы у ребенка была возможность для самостоятельных высказываний — что-то объяснить воспитателю и сверстникам, в чем-то убедить их и т. д. Исследователи отмечают, что именно эти поводы для общения дают наиболее сложные варианты высказываний.

  2. Вводить в активный словарь детей языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части рассуждения (потому что, ведь), конкретизировать мысль (например, вот), обобщать сказанное (никогда, всегда).

  3. Уделять особое внимание организации тех видов самостоятельной деятельности детей, которые более всего стимулируют их на высказывания.


Обеспечить детям условия для объяснений и доказательств, для первых простейших выводов можно практически на всех занятиях по развитию речи, особенно на занятиях по рассказыванию, в беседах по содержанию художественных произведений. Воспитателю необходимо контролировать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление («Ты правильно ответил на вопрос, но я недовольна ответом. И вот почему. Я спросила: «Как ты считаешь, Олег прав?» А ты мне ответил: «Потому что Олег все правильно сделал». Как нужно сказать?»). Детей следует учить отвечать на вопросы по поводу причинно-следственных и временных зависимостей. При каждом подходящем случае надо показывать им разницу между вопросами типа «Почему произошло событие?» и типа «Почему ты так думаешь?». В первом случае ответ ребенка должен быть нацелен на поиск причины, во втором — на доказательство своего суждения.
Исследователи отмечают, что в речи старших дошкольников присутствуют придаточные предложения всех видов, но пользуются они ими крайне редко. Поэтому, анализируя детские высказывания, воспитатель должен обращать внимание не только на неправильно сконструированные предложения, но и на наличие (или отсутствие) сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины, места и времени, а также причастных и деепричастных оборотов («Ответ Димы меня порадовал,— оценивает педагог высказывание ребенка.— Послушайте еще раз, какое необычное предложение он составил. Я даже записала его: «Если бы лисичка не дразнила бычка, он бы на нее посмотрел-посмотрел и уплыл себе в море»).
В употреблении предложений с сочинительной и подчинительной связью детей упражняют с помощью приема «Дополни (закончи) предложение»:

— Уже наступила весна, потому что...
— Мы позвонили маме, чтобы...
— Мы позвонили маме тогда, когда...

Чтобы дошкольники охотнее упражнялись в использовании сложных грамматических конструкций, можно рекомендовать воспитателю прием «Составления письма» (дети помогают педагогу сочинить письмо своим сверстникам из другого детского сада).
Дети старшего дошкольного возраста редко используют в речи предложения с глаголами в сослагательном наклонении, а если и употребляют их, то часто с ошибками. Поэтому педагогу необходимо побуждать детей высказываться на такие темы, как «Если бы я был художником...», «Если бы я был волшебником...», «Если бы я был воспитателем...», и др., приветствуя их добрые и смелые замыслы, желание порадовать своих близких.
Установлено, что сложнее и доказательнее речь детей становится в ситуации «совместного обдумывания» (воспитатель привлекает детей к обсуждению разных вопросов: как лучше встретить гостя, ветерана труда; какие рисунки целесообразнее отобрать для выставки и т. п.). Поэтому данный прием следует шире использовать и на занятиях, и во внеурочное время.
Общаясь со взрослыми, вслушиваясь в их речь, ребенок обогащает свой запас синтаксических моделей и пытается использовать их самостоятельно. При этом нередки разного рода ошибки, в том числе нарушение согласования («К ним летит птиц трое»; «А сиденье, сделанное из железы, покрашено». И др.), искажение причинно-следственных отношений («Лиса вся пушистая, рыжая, грудка и хвостик беленькие, потому что она разноцветная») и др.

Ошибки в речи детей исправляют «по ходу» их появления. Однако необходимы и специальные упражнения. Так, для обучения детей согласованию слов в рамках определенной синтаксической конструкции служат следующие упражнения:


  1. Придумывание определений к слову и затем формирование на этой основе законченного предложения («Сегодня день...» — говорит воспитатель и замолкает. «Весенний, солнечный, теплый, со звонкой капелью»,— вступают дети. «Как же можно сказать об этом целым предложением?» — «На дворе весенний, солнечный теплый день».— «Сегодня теплый весенний день, солнечный, со звонкой капелью»).

  2. Ответы на вопросы типа: определите, про кого можно сказать то-то и то-то («Черный, пушистый, усатенький, с коготками и царапками. Кто это?» — «Котенок».— «А если бы это был большущий кот?» — «Черный, пушистый, усатый, с когтищами-царапищами»). Придумывание детьми загадок по аналогии с предложенным образцом («Спелое, сладкое, желтое, с красным бочком» — яблоко "Невысокий, стеклянный, прозрачный, с золотым обод-стакан) (Упражнения проводятся с опорой на наглядность и без нее.). В ряде случаев упражнения по формированию грамматических навыков можно сочетать с работой по ознакомлению детей с художественной литературой, используя в этих целях тексты сказок или произведений малых фольклорных жанров («В сказке, с которой я сегодня вас познакомлю, жили-были «крылатый, мохнатый да масленый». Кто же это такие?» — спрашивает воспитатель. «Крылатый — это птица»,— говорят дети. И добавляют: «Может, синица?» — «Возможно,—соглашается педагог,— но послушайте, что получается: «крылатый синица». Дети приходят к выводу, что слово крылатый должно согласоваться с существительным мужского рода (воробей, грач и т.д.).

  3. Игра «Хоккей». Перед каждым ребенком на столе — лист белой бумаги — «хоккейное поле» и картонный кружок — «шайба». Педагог ведет репортаж об игре, а воспитанники передвигают шайбу в соответствии с его комментариями. Затем о ходе игры рассказывают сами дети (по очереди). Эта игра не только способствует формированию грамматической правильности речи, но и учит дошкольников ориентироваться на плоскости перед собой, что в будущем поможет им быстро находить нужный рисунок, текст на страницах учебника.

  4. Составление детьми предложений с обобщающими словами с опорой на наглядность (во время наблюдений в природе, в процессе рассматривания картин, иллюстраций и т.п.). («Каких только овощей не было на прилавке: морковь, капуста, помидоры и даже репка»; «На столе красовалось огромное блюдо с фруктами: яблоками, грушами, сливами, персиками и виноградом».)

  5. Усвоение способов словообразования. Дети дошкольного возраста усваивают систему склонений, спряжений, чередования звуков, руководствуясь, хотя и на интуитивном уровне, правилами сочетания грамматических элементов — морфем. Старшие дошкольники способны подмечать значение морфем, хотя и не могут самостоятельно выделять их из слов.


Для успешного освоения детьми морфологических средств языка необходимо воспитывать у них внимание к звуковой стороне слова, к звучанию грамматической формы; подбирать специальный речевой материал, позволяющий ребенку установить правило звукового оформления той или иной грамматической категории.

Формированию механизма аналогии способствуют многие упражнения по воспитанию звуковой культуры речи, по ознакомлению со смысловой стороной слова и др. Но нужна и специальная работа, направленная на обогащение речи детей морфологическими средствами. Рассмотрим некоторые ее виды:


  1. Детям предлагают подумать над тем, что означает то или иное слово (холодильник — образует и хранит холод, вездеход — может пройти по любым дорогам и т. д.). !!!

  2. По заданию педагога дети образуют однокоренные слова (кот — котик — коток — котенька — котище — Котофеевич; лис — лиса — лисенок — лисонька — лисичка — лисий и др.). Воспитатель объясняет, что похожие значения могут быть выражены разными морфологическими элементами.

  3. Педагог помогает детям осознать, что кличка животного (название предмета) может отражать особенности его внешнего вида («Этот щенок черный, пушистый, лохматый, ему можно дать разные клички: «Черный, Пушок, Лохматка. И черного котенка можно назвать Черныш и Пушок, а вот Лохматка про него не скажешь»).

  4. Детей упражняют в образовании по аналогии разных частей речи: существительных (сахарница — хлебница — сухарница — супница — конфетница — селедочница; солонка — масленка; певунья — плясунья — говорунья; фигурист — шахматист — велосипедист — хоккеист; усищи — зубищи — глазищи — ручищи и т. п.); глаголов (пришел — прилетел — прибежал — прискакал — приполз; пришел — зашел — ушел — отошел — вошел — вышел — перешел); прилагательных (ушастый — гла-застый — зубастый; синеглазый — кареглазый — темноглазый — зеленоглазый); причастий и деепричастий (плачущая — ревущая — смеющаяся — танцующая; не думая, не торопясь и т. п.).

  5.  Детей упражняют в употреблении несклоняемых существительных и существительных среднего рода («Вы устали? — спрашивает воспитатель во время занятия и предлагает,— не хотите ли кофе? Кофе снимает усталость, дает заряд бодрости». Дети «пьют кофе» (воображаемая ситуация). Педагог продолжает: «Кто знает, как принято благодарить хозяйку дома, официанта кафе за вкусный кофе? Скажи ты, Дима. А теперь пусть Оля скажет». И т. д.).

  6. Детей упражняют в образовании сравнительной степени имен прилагательных («Добрые руки у наших воспитателей, но мамины?» — «Еще добрее».— «Путешествовать одному интересно, но путешествовать с друзьями?»—«Интереснее». И т. п.).

  7. Дошкольников упражняют в использовании притяжательных местоимений («Я знаю очень интересные слова — мой, твой, наш,— говорит воспитатель.— Юра,— обращается она к ребенку,— назови, что здесь твое?» — «Моя бумага, мой карандаш...»— перечисляет ребенок. «А наше?» — «Наша комната, наши игрушки, наши книги»).

  8. Детей знакомят с некоторыми случаями переноса ударения (волк—на волков, земля — землю и т.п.); учат образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных (чулок — носков).

Дошкольник




Яндекс.Метрика