воспитание и развитие дошкольников, общение и здоровье дошкольников, его поведение, проблемы и творчество речь дошкольника, развитие речи и обучение дошкольников, родителям дошкольников, младшие и старшие дошкольники, нравственное воспитание дошкольников, образование и физическое воспитание дошкольников
Дошкольник Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
ТОП лучшее


Развитие и воспитание дошкольников

Влияние художественной литературы на социальный опыт дошкольников

Влияние художественной литературы на социальный опыт дошкольников Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного эмоционального состояния; с другой — дети, не обнаруживая отзывчивости, тем самым избегают «труда души». Если для отзывчивости в форме сострадания условия создаются самим восприятием художественного произведения, то для проявления содействия (мы имеем в виду не внутреннее содействие, а реальное) у детей нет соответствующих условий.

Таким образом, получается, что все самое ценное, что дает, например, сказка для нравственного воспитания личности, остается за пределами эмоционального опыта ребенка. Поэтому воспитатели и родители должны уметь четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа в свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере; и не менее важно создавать оптимальные условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях. В дальнейшем, когда игры-драматизации будут освоены и воспитателем, и группой, можно попробовать создать реальные ситуации в группе, опирающиеся в основном на взаимоотношения и взаимодействия детей в данном коллективе.

Иначе говоря, взрослый должен уметь не только разбираться в мотивах и эмоциях ребенка, но и управлять ими. Для того чтобы воспитатель мог свободно ориентироваться в ситуациях, возникающих в группе, и при разрешении конфликта использовал бы такой бесценный источник формирования нравственных качеств личности как литература и игра, разберем некоторые из конфликтных ситуаций, которые могут быть использованы в воспитательных целях.

Старшие дошкольники, например, на участке, если группы не изолированы, находятся рядом с малышами. Старшие дети не должны упускать возможность успокоить, пожалеть плачущего малыша, помочь ему отыскать потерянные вещи или игрушки, выслушать и внимательно отнестись к его просьбе и т. д. Если же воспитатель наблюдает безразличное, равнодушное или даже злорадное отношение к малышам, он может, не делая прямых замечаний и не применяя наказаний, привлечь соответствующий литературный материал, например, сказку «Путешествия Нильса с дикими гусями», или «Гуси-лебеди», или «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Можно вместе с детьми вспомнить содержание сказок и спросить, как поступил бы, например, маленький Нильс, когда гусь Мартин попал в беду, как жалела сестрица Аленушка братца Иванушку и т. д. Можно предложить также сыграть в какую-нибудь из этих сказок прямо на участке, с привлечением малышей.

Воспитатель должен внимательно присматриваться к тем детям, которые проявляют безразличие, равнодушие к несчастьям !!!
сверстников
; несправедливое наказание, обида не принятого в общую игру, ушибленное колено, недоставшаяся игрушка — все это может больно ранить ребенка. И здесь очень важно, как отнесутся к этому его товарищи по группе. Всегда можно обратиться к соответствующей сказке, повести или рассказу, чтобы напомнить детям аналогичную ситуацию. Педагог должен сам пожалеть (без излишней сентиментальности) обиженного и привлечь к этому других детей, особенно тех, которые не склонны замечать плохое настроение товарищей, или же тех, кто сам может обидеть другого. Успокоив обиженного, педагог обязательно должен отметить, что они вместе с таким-то и таким-то ребенком пожалели, успокоили и развеселили пострадавшего. Похвала обычно надолго запоминается. Воспитатель может сказать также, что и другие дети должны быть добрыми и отзывчивыми, не смущаясь тем, что именно эти ребята чаще всего и бывают обидчиками.
Дошкольник




Яндекс.Метрика