воспитание и развитие дошкольников, общение и здоровье дошкольников, его поведение, проблемы и творчество речь дошкольника, развитие речи и обучение дошкольников, родителям дошкольников, младшие и старшие дошкольники, нравственное воспитание дошкольников, образование и физическое воспитание дошкольников
Дошкольник Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
ТОП лучшее


Развитие и воспитание дошкольников

Психическая работоспособность

Многие путешественники, альпинисты, исследователи барокамерной и естественной высотной гипоксии отмечают наличие изменений в психике и психической работоспособности при кратковременной индивидуальной адаптации к этим условиям.
Положение Л. А. Орбели (1940) о том, что понижение атмосферного давления вызывает сначала раздражение нервной системы, а потом ее угнетение, уточнил А. В. Лифшиц (1949). По его данным, полученным методом условного рефлекса, у неакклиматизированных людей умеренные степени гипоксии усиливают возбудительные процессы в ЦНС, а более глубокие — вызывают запредельное торможение различной степени выраженности. Наиболее чувствительными к горным факторам признаются филогенетически более молодые полушария и, прежде всего, кора головного мозга (Стрельцов В. В., 1938), хотя изменения касаются не только ЦНС, но и периферических нервов, рецепторных приборов (Н. А. Агаджанян и М. М. Миррахимов, 1970).
Весьма чувствителен к гипоксии мозжечок — координатор и синхронизатор моторики человека (В. А. Вышинский, В.Д. Гаврилов, 1968).

Горный комплекс в процессе адаптации оказывает существенное влияние на вегетативную нервную систему. При этом первоначально превалирует действие сим-патикуса—расточителя энергетических ресурсов и лишь по мере совершенствования адаптации все больше довлеет «скупая хозяйственная» деятельность парасимпатической системы. !!!

Интересно, что изменения в ЦНС предшествуют иногда изменению кардиодинамики, легочного дыхания, обмена веществ (А. Н. Крестовников, 1951, А. Бернштейн, 1967) и даже наблюдаются до начала восхождения (Б. Маринов, 1972).

Проявляются в горах изменения ЦНС в неправильной оценке окружающего, дискоординации, дрожании век, подергивании пальцев, изменении почерка, ослаблении памяти и целеустремленности, недостаточной наблюдательности, здравости суждений, сознательности действий (Missiuro, 1966), в увеличении нервной реактивности (Muralt, 1964). На понижение внимания, падение силы воли, точности и равновесия, быстроты двигательной реакции обращают внимание В. Абалаков (1950), Б. Маринов (1972) и др. У людей, переносивших ранее психические расстройства или склонных к ним, наблюдаются депрессия, мимолетные неспецифические психологические реакции, галюцинации (Mathur, 1976).

Имеются совершенно определенные указания на эмоциональные расстройства в горах (Н. Бункин, В. Гори-невская, 1956, Б. Маринов, 1972 и др.).

Мак-Ферланд (цит. по В. А. Вышинскому и В. Д. Гаврилову, 1968) на основании обширных исследований психических процессов дал сводку нарушений психики на высоте. По степени убывания частоты он расположил их так: 
а) большее усилие при выполнении заданий; 
б) повышенное критическое отношение к людям; 
в) нерасположение к умственной работе; 
г) повышенная сенсорная возбудимость; 
д) обидчивость; 
е) раздражительность при указаниях по работе; 
ж) трудность концентрации внимания; 
з) замедленность мышления; и) частое возвращение к одной и той же идее: «застревание в ней»; 
к) трудность запоминания.

Дошкольник




Яндекс.Метрика