воспитание и развитие дошкольников, общение и здоровье дошкольников, его поведение, проблемы и творчество речь дошкольника, развитие речи и обучение дошкольников, родителям дошкольников, младшие и старшие дошкольники, нравственное воспитание дошкольников, образование и физическое воспитание дошкольников
Дошкольник Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
ТОП лучшее


Развитие и воспитание дошкольников

Индивидуальный адаптогенез в горных условиях

Под индивидуальной кратковременной адаптацией, как было сказано, понимается приспособление человека (абитуриента), прибывшего в горы на определенный, не очень продолжительный, но непрерывный срок. Такой вид адаптации наблюдается у альпинистов, горных туристов, производственников различных специальностей, направляемых на горные стройки на сезон, у участников горных научных экспедиций и т. п. Физиологической она называется в том случае, если в процессе приспособления здоровье абитуриентов не нарушается, а работоспособность их меняется соответственно горной обстановке, физической и профессиональной подготовленности.

Индивидуальный адаптогенез в горных условиях — процесс динамический, протекающий во времени в определенной последовательности. Слагаясь из реакций различных уровней, он всегда в той или иной степени охватывает весь организм.

Изучение этого сложного вопроса привлекло клиницистов и экспериментаторов (3. И. Барбашова— 1960, Н. Н. Сиротинин и его сотрудники, М. М. Миррахимов и его сотрудники, В. Ш. Белкин, 1974; Dill, 1938; Monge, 1943; Hurtado, 1964 и мн. др.).
В настоящее время индивидуальную, да и популя-ционную адаптацию человека к горным условиям, как процесс, можно представить себе !!!
в виде тесной совокупности, простых и крайне сложных приспособительных и защитных действий и реакций.

На рис. 3. 2 горный комплекс изображен в виде стрел, направленных на гомеостаз. Этим стрелам противостоят редуты защитно-приспособительных механизмов, включающие социальные, биологические и психологические оборонительные линии.

Наиболее известные механизмы и средства биологической адаптации к горным условиям целесообразно разбить на два эшелона. Помимо степени подвижности самих реагирующих систем, экстренное включение первого эшелона детерминируется факторами горного комплекса, быстро воздействующими на организм. Механизмы второго эшелона формируются под влиянием всего комплекса факторов данной горной местности.

Реакции, отнесенные к первому эшелону, характеризуются мобильностью и даже «суетливостью». Со стороны центральной нервной системы в этот период преобладают процессы возбуждения (М. М. Миррахимов, 1975), которые охватывают и сетчатую формацию головного мозга, оказывающую в свою очередь влияние и на выше лежащие его отделы, включая кору В. Б. Малкин, 1975). Симпатическая система начинает довлеть над парасимпатической. Гормональная система экстренно реагирует своим авангардом — инкретами диполя гипофиз-кора надпочечников (Н. А. Агаджанян и М. М. Миррахимов, 1970), значительной активизацией адренергиче-ской системы (А. Г. Зарифьяи, 1974, К. М. Максутов и Р. И. Кирьянова, 1975), а иногда повышением функции щитовидной железы (3. И. Барбашова, I960). Учащается дыхание, ускоряется диффузия кислорода через альвеолярную мембрану (М. М. Миррахимов, 1964, Б. Т. Ту-русбёкбв, 1971, Balke, 1968, 1972). Циркулирующая кровь перераспределяется в сторону централизации кровообращения. Ускоряется кровоток, особенно в головном мозгу {Roy, 1974). Основным генератором энергии на короткое время становится анаэробный гликолиз (Ж- А. Чотоев, 1975). В крови нарастает количество эритроцитов и гемоглобина, умеренная гинеркоагуляция (В. А. Исабаева, 1975).

Экономическая невыгодность этих механизмов для целостного организма перекрывается быстротой их реагирования. Благодаря им обеспечивается не только сохранение работоспособности человека (разумеется, в строго определенных рамках), но и его выживание.

Дошкольник




Яндекс.Метрика