воспитание и развитие дошкольников, общение и здоровье дошкольников, его поведение, проблемы и творчество речь дошкольника, развитие речи и обучение дошкольников, родителям дошкольников, младшие и старшие дошкольники, нравственное воспитание дошкольников, образование и физическое воспитание дошкольников
Дошкольник Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
ТОП лучшее


Развитие и воспитание дошкольников

Когда не хватает молока

!!!
Самой лучшей пищей для ребенка первых месяцев жизни, как мы уже знаем, является грудное молоко. Женщина, способная кормить свое дитя грудным молоком, но не пожелавшая это делать из эстетических соображений (кстати сказать, всегда не оправдывающих ее надежд), — не мать ему, а злая мачеха.

Однако случается, что матери, горячо желавшей кормить ребенка грудью, приходится давать ему искусственную пищу по той причине, что молока недостает или оно исчезло совсем. Прежде всего следует постараться сделать все возможное, чтобы образование молока (лактация) наладилось.

Но иногда болезнь, стрессы, хроническое переутомление, а у небольшой части женщин и природные особенности ведут к стойкому уменьшению или прекращению лактации. Тогда волей-неволей приходится докармливать искусственной пищей.

Недостаточную выработку молока (гипогалактия) надо суметь рано распознать, иначе систематическое недоедание быстро приведет к истощению ребенка, развитию у него гипотрофии. О голодании малыша в той или иной степени свидетельствуют беспокойное его поведение, «беспричинный» плач и пробуждение задолго до очередного кормления, недостаточные прибавки массы тела, уменьшение упругости и толщины кожной складки, скудный стул, запоры, более редкие мочеиспускания. Заметив эти признаки, надо немедленно обратиться к участковому педиатру. Он проведет несколько контрольных кормлений со взвешиванием до и после прикладывания к груди и назначит докорм. Если есть возможность кормить ребенка донорским женским молоком, надо непременно этим воспользоваться.
Смешанное и искусственное вскармливание

Питание детей в тех случаях, когда их рацион состоит из грудного молока (не менее чем на 1/3 общего суточного объема) и специальных питательных смесей, принято называть смешанным вскармливанием. Должный объем пищи и число кормлений определяются так же, как и при естественном вскармливании.

Питательные смеси (речь о которых пойдет ниже) вначале, до 3—4 мес жизни, следует давать после каждого кормления грудью. Это необходимо делать потому, что акт сосания в определенной степени способствует выработке молока. Позднее можно чередовать прикладывания к груди с кормлениями смесями. Подчеркнем: грудное молоко, даже если ребенок получает его немного, улучшает усвоение питательных веществ, из которых состоят искусственные смеси. В связи с этим следует как можно дольше, желательно до конца года сохранить кормления грудью, несмотря на незначительное количество молока у матери.

Коровье молоко — трудноусвояемая пища для грудных детей, поэтому применяются смеси, более близкие по составу к грудному

молоку и соответствующие особенностям пищеварения младенцев. Кроме того, в них добавляется все необходимое для правильного развития детей: минеральные соли, препараты железа, витамины, в том числе антирахитический витамин D. Употребление смесей снижает опасность развития малокровия — анемии.

Наиболее распространены в настоящее время смеси «Малыш» и «Малютка». Последняя применяется для питания ребят с рождения и до 2-месячного возраста, «Малыш» — с 3-го месяца жизни и до года. Эти продукты детского питания хорошо себя зарекомендовали; дети, употребляющие их, развиваются вполне нормально.
В последнее время отечественная промышленность выпускает новые смеси — «Виталакт», «Детолакт», «Биолакт». Из Венгерской Народной Республики к нам поступает смесь «Линолакт». Перечисленные продукты прекрасно перевариваются и усваиваются детским организмом, малыши их любят. Как показала практика, питаясь этими смесями, дети хорошо растут и развиваются.

В продаже могут быть и другие детские диетические продукты, например «Здоровье», «Крепыш». Они недостаточно приспособлены для питания детей первых месяцев жизни, так как являются обыкновенной смесью коровьего сухого молока, отваров круп и сахара без добавления витаминов и минеральных солей. Применять их можно только во 2-м полугодии жизни, причем детям со склонностью к экссудативному диатезу, полноте они не рекомендуются.

В качестве докорма используются также простые и кисломолочные смеси, которые готовят на детских молочных кухнях. Эти продукты, однако, считаются менее адаптированными для питания грудных ребят, чем «Детолакт», «Виталакт», «Малютка», «Малыш». Подчеркнем: решение о переводе на смешанное и тем более искусственное вскармливание находится в компетенции врача-педиатра. Ему принадлежит право выбрать с учетом особенностей здоровья, развития, возраста ребенка ту или иную смесь, рассчитать должное количество пищи, предписать режим питания. Переводить малыша на питание искусственной пищей без ведома врача недопустимо: можно совершить много труднопоправимых ошибок. Зачем невежественно действовать там, где без труда можно воспользоваться услугами специалиста?

Когда у матери нет молока совсем или оно вырабатывается молочными железами менее 1/3 необходимого количества, ребенка надо переводить на искусственное вскармливание. Следует отметить, что этот вид питания является и по сей день трудным испытанием для ребенка и весьма хлопотным делом для матери, для семьи. У малыша, находящегося на искусственном вскармливании, чаще, чем у его сверстника, получающего грудное молоко, могут возникнуть расстройства желудочно-кишечного тракта или гипотрофия вследствие переедания или, напротив, недоедания, а также рахит, малокровие, экссудативный диатез и другие заболевания. Это случается, как правило, по вине матери, которая не выполняет тщательно, скрупулезно все назначения и рекомендации врача-педиатра. Мелочей, которыми можно было бы пренебречь, в таком жизненно важном для ребенка деле, как его искусственное вскармливание, безусловно, нет.

Если молоко исчезло у матери быстро (или малыш внезапно его лишился по любой другой причине), нельзя сразу же заменять грудное кормление даже самой хорошей смесью в полном объеме. К новой пище ребенок должен приспособиться. Вначале одну из смесей в течение 2—3, может быть, чуть более дней дают в меньшем, чем положено в соответствии с возрастом и массой тела, количестве — около 75% от должной порции. Убедившись, что малыш хорошо усваивает смесь, ее объем увеличивают до нормы. Она рассчитывается так же, как и для детей при естественном вскармливании.

Пища при искусственном вскармливании ребенка дольше задерживается в желудке, труднее усваивается, поэтому промежутки между кормлениями продолжительностью в 4 ч, т. е. 5-разовое питание в день, рекомендуется устанавливать раньше, чем при вскармливании грудью. Надо настойчиво приучать ребенка принимать пищу в одно и то же время, как этого требует физиология организма. Так называемый свободный режим питания ненаучен, он расшатывает биоритмы деятельности организма, может привести к нарушениям процесса пищеварения. В то же время нельзя и насильно кормить малыша: это может сформировать у него стойкое отвращение к пище, отсутствие аппетита (анорексия). Если в одно из кормлений ребенок не съел назначенного количества смеси, не волнуйтесь — в следующий раз он съест больше. Когда же малыш в течение нескольких дней не съедает положенного ему в сутки объема пищи, тут уж следует посоветоваться с врачом: либо ребенок заболел, либо ваш расчет неточен.

Соки, яичный желток, фруктовое пюре, творог, другие пищевые добавки, а также прикорм назначаются в той же последовательности, что и при кормлении грудью, но на 2—4 нед раньше. Этим предотвращается возможный дефицит отдельных питательных веществ, риск возникновения которого при искусственном вскармливании вследствие организационных и других ошибок более вероятен, чем при питании молоком матери. Так, яблочное пюре можно ввести в рацион ребенка начиная с 1,5 мес, в 3-месячном возрасте — яичный желток, творог, с 3,5 мес вводится овощное пюре, с 6 мес — мясо и т. д.

Несколько слов о технике кормления. Здесь тоже важна каждая мелочь. Когда малыша кормите из бутылочки с соской, следите, чтобы горлышко было заполнено смесью полностью. В противном случае он будет заглатывать много воздуха, а потом срыгивать. После приема жидкой пиши даже при правильном расположении бутылочки ребенка поднимают под мышки на 2— 3 мин вертикально. Попавший в желудок воздух отходит в таком положении самостоятельно.

Соску после каждого кормления хорошо моют горячей водой, а перед кормлением стерилизуют путем кипячения. Размер отверстия в соске — важная деталь. Если смесь вытекает постоянной струей, значит, отверстие слишком велико, ребенок может захлебнуться. Когда пища не выделяется даже каплями, дырочка в соске чересчур мала, малышу в таком случае трудно сосать, он будет беспокоиться, нервничать, уставать, недоедать. При нормальной величине отверстия смесь непродолжительное время вытекает тонкой струйкой, а затем — каплями. Дырочку в соске лучше не прокалывать, а прожигать раскаленной на огне тонкой иглой. Питательную смесь перед кормлением следует подогревать до 36—37°С. Делается это просто: бутылочку с пищей ставят в кастрюлю с горячей водой. Если подошло время кормления, а ребенок спит, не будите его, он вскоре проснется сам — голод разбудит его. Однако, несмотря на такое опоздание, очередное кормление должно осуществляться вовремя — надо настойчиво приучать малыша к четкому режиму. Здоровые дети легко и быстро к нему привыкают, ибо он физиологичен, разработан с учетом всех основных особенностей организма. При кормлении из бутылочки малыша лучше всего держать на коленях, приподняв ему голову. Ребенка в возрасте 5—6 мес следует обучать пользоваться ложкой, а с 7—8 мес — самостоятельно пить из стакана.

Запомните: нельзя кормить плачущего ребенка! Возможно, прочтя эти строки, некоторые женщины, имеющие детей, удивятся: как же так, ведь он и плачет потому, что просит есть? Если малыш голоден настолько, что ему плачем приходится напоминать об этом матери, значит, в режиме питания, распорядке дня есть какие-то ошибки, что-то не так. Проголодавшийся здоровый ребенок, приученный к правильному режиму, обычно ко времени очередного кормления просыпается сам, начинает немножко беспокоиться, покряхтывать. Если же он заревел, терпение его кончилось. Плачущего ребенка надо приласкать, поговорить с ним мягко, успокоить и только потом начинать кормить. Прием пищи для малыша — важнейшее событие, и оно должно происходить на фоне приятных эмоций. Мать, не учитывающая этого, рискует иметь капризного, неуравновешенного болезненного ребенка.

Питаясь грудным молоком, младенец инстинктивно сам регулирует количество этого необходимого ему продукта. При смешанном и особенно искусственном вскармливании, как показывает практика, возможны ошибки. Раньше они сводились к недокорму, некачественному питанию, в последнее время типичной ошибкой является перекорм. И то и другое плохо. Перекормленный ребенок быстро становится рыхлым, малоподвижным и, как ни кажется странным для родителей, может отставать в физическом развитии, позднее начинать ползать, сидеть, стоять, ходить и т. д., чаще болеет. Тучность в раннем возрасте является основой для развития ожирения в дошкольные и школьные годы и, конечно, в более позднее время.

О том, как отражается на состоянии здоровья и развитии ребенка хроническое недокармливание, уже говорилось.

За развитием малыша, находящегося на смешанном и искусственном вскармливании, необходимо следить с особой тщательностью, в обязательном порядке ежемесячно показывать педиатру даже при полном здоровье, регулярно взвешивать, совместно с врачом систематически оценивать уровень его физической активности и интеллектуальные возможности. Правильно вскармливаемый искусственной пищей ребенок имеет такие же прибавки в массе и росте, как и получающий грудное молоко, он спокоен, крепко спит, часто пребывает в хорошем настроении, вовремя начинает держать самостоятельно голову, переворачиваться, ползать, вставать, ходить, говорить.
Дошкольник




Яндекс.Метрика