воспитание и развитие дошкольников, общение и здоровье дошкольников, его поведение, проблемы и творчество речь дошкольника, развитие речи и обучение дошкольников, родителям дошкольников, младшие и старшие дошкольники, нравственное воспитание дошкольников, образование и физическое воспитание дошкольников
Дошкольник Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
ТОП лучшее


Развитие и воспитание дошкольников

Трудовое обучение и его влияние на формирование нравственно-волевых качеств

!!!
В последние годы термин «трудовое обучение» все чаще стал употребляться применительно к детскому саду. Это объясняется тем, что в дошкольном учреждении воспитатель осуществляет широкую программу трудового обучения. С одной стороны, он формирует знания о трудовых процессах (цели, материалах и инструментах, трудовых действиях и результате) и их направленности (получение общественно полезного продукта). С другой стороны, педагог формирует необходимые для участия в труде умения. Эти знания и умения обеспечивают успешность самостоятельного труда детей.

Значит, овладение трудовыми навыками позволяет дошкольнику достичь нужного результата. Представим себе ситуацию: ребенок хочет сделать в подарок маме салфеточку, но если он не владеет иглой и самым простым швом «вперед иголка», то никогда не достигнет результата. Если ребенок овладел навыками, процесс; труда становится для него доступным, а полученный результат вызывает удовлетворение.

Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и, на формирование личностных качеств, например самостоятельности Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место и др., но и помочь другим детям. Это позволяет ему утвердиться в коллективе сверстников в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях.

Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовое усилие. Все это, создает благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная! позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил.

Практика свидетельствует о том, что в работе дошкольных учреждений нередко упор делается на формирование трудовых навыков, а самостоятельному их использованию не уделяется! должного внимания. Навыки как бы остаются в сфере обучения и не входят в повседневную жизнь, мало влияют на нравственное развитие.

Конечно, нельзя забывать о специфичности задач трудового обучения и трудового воспитания. В первом случае они связаны с содержанием труда (система трудовых действий), во втором — с целями воспитания (идеал поведения в труде). Но навыки формируются не ради навыков, они являются важным средством реализации конечной цели трудового воспитания — формирования готовности к труду на общую пользу. Поэтому трудовое обучение и трудовое воспитание следует рассматривать взаимосвязанно, а задачи их решать в совокупности.

В объяснительной записке к «Программе воспитания и обучения в детском саду» в качестве основной цели трудовой подготовки определено формирование у детей желания и умения трудиться, уважительного отношения к людям труда. Это означает, что уже с младшего дошкольного возраста в повседневной жизни и на занятиях по трудовому обучению надо воспитывать правильное отношение к любому труду, который направлен на общую пользу, найти способы, убеждающие детей: все, что необходимо для жизни людей, их работы, отдыха, благополучия, создается трудом.
Дошкольник




Яндекс.Метрика