воспитание и развитие дошкольников, общение и здоровье дошкольников, его поведение, проблемы и творчество речь дошкольника, развитие речи и обучение дошкольников, родителям дошкольников, младшие и старшие дошкольники, нравственное воспитание дошкольников, образование и физическое воспитание дошкольников
Дошкольник Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
Дошкольник
ТОП лучшее


Развитие и воспитание дошкольников

Старший дошкольный возраст и трудовая деятельность

!!!
К шести годам происходят существенные изменения в трудовой деятельности ребенка. Если дети посещают детский сад с младшего дошкольного возраста, то в старшей группе они являются активными помощниками педагога в повседневных делах. Дети не только успешно справляются с отдельными эпизодическими поручениями, но и выполняют довольно ответственные обязанности по уходу за растениями и животными (длительные поручения, разные виды дежурств).

Трудовая деятельность ребенка шести лет имеет иной характер, чем в младшем возрасте. Она становится более самостоятельной, т. е. ребенок сам ставит цель, умеет организовать трудовой процесс и достигать при этом результата, объективно его оценивать (качество, своевременность, соответствие поставленной цели). Поэтому усложняется его деятельность в совместном труде со взрослым. Дети переходят к выполнению обязанностей в коллективной трудовой деятельности, проявляя инициативу и творчество. Такие сложные формы организации трудовой деятельности становятся возможными при условии сложившихся элементарных форм работы.
В чем же состоит педагогическое руководство трудовой деятельностью старших дошкольников, воспитание у них эмоционально-положительного отношения к труду?

Постановка цели. Активное принятие ребенком цели деятельности во многом связано с содержанием предстоящей работы. Дети с большим удовольствием включаются в работу, если она интересна и необычна по содержанию.

Важным моментом является форма постановки цели. Наиболее удачной является просьба, которая должна быть всегда мотивирована. Чем менее интересен по содержанию предстоящий труд, тем ярче должна быть его мотивировка. Просьба не должна быть похожей на уговаривание, не должна быть заискивающей или, наоборот, очень требовательной. Нужно, чтобы ребенок почувствовал в голосе педагога уважительное отношение к себе, доброжелательность и вместе с тем настойчивость. «Сережа, помоги мне, пожалуйста. Положи все материалы в шкаф. Ты мне однажды помогал и знаешь, что куда положить». Воспитатель обязательно должен проследить отношение ребенка к своей просьбе, похвалить его, если он охотно принял задачу и согласился помочь.

Понимая, что старшие дошкольники сами могут находить и решать посильные задачи, воспитатель должен направлять их к этому. Поскольку в отличие от малышей они умеют переносить на себя общие требования, педагог периодически может обращаться одновременно ко всем детям: «Кто хочет мне помочь, а то у меня очень много разных дел?", «Кто сегодня хочет поработать?". С такими предложениями-вопросами он обращается в разных жизненных ситуациях: если трудовой процесс предполагается осуществлять сразу, или позже, или на следующий день ("когда придете завтра в детский сад", «вечером», «на прогулке» и т.п.) Воспитатель особо поощряет тех детей, которые не только выразили желание поработать, но и выполнили свое обещание: сами вспомнили, предложили свою помощь. Положительная оценка, сделанная в присутствии остальных детей группы, как правило, не остается безответной. Всегда находятся ребята, желающие потрудиться, помочь сначала ради похвалы, а с приобретением опыта такое поведение станет привычным.

У детей старшего дошкольного возраста начинают проявляться интерес к определенным видам труда, к коллективной работе, привязанности и симпатии к отдельным сверстникам и взрослым. Постепенно, в повседневных беседах, при наблюдении за выполнением детьми поручений и обязанностей у педагога складывается объективное представление об отношении каждого ребенка к труду. Принятие цели старшими дошкольниками не всегда может служить объективным показателем их отношения к труду.
Дошкольник




Яндекс.Метрика